Проблемы российского кинематографа уже давно стали одной из самых болезненных тем для общества. Колоссальные бюджеты, выделяемые государством на «шедевры», отсутствие хороших сюжетов, невнятная актёрская игра – и, как следствие, резко отрицательная реакция публики. На региональном уровне ситуация не лучше. Большинство фильмов, снятых ульяновскими киноделами, просто не заслуживают внимания, а некоторые из них заставляют задуматься о вменяемости авторов картин.
901 километр (2011)
Воспринимать художественный фильм «901 километр» как настоящий не стоит. В картине слишком много наивных и настолько неестественных моментов, что уже через 5 минут после просмотра становится понятно – кино снято любителями.
Фильм обладает типичным сюжетом для трэша или бюджетного хоррора. Потерявшиеся подростки, тупой и ничего не понимающий взрослый, мистические обстоятельства и все остальные штампы – в наличии.
Так как фильм ульяновский, то и подростки в нем ульяновские. Наглые, хамоватые дети с легким налетом подъездной гоп-культуры - удовольствия просмотру эта быдло-романтика нисколько не добавляет.
Описанное выше – всего лишь скромная часть от общего количества недостатков фильма. Любой мало-мальски опытный зритель сходу найдет ещё с десяток откровенных провалов и недоделок в «901 километре».
Правда, по сравнению с другими ульяновскими картинами 901 километр обладает неоспоримыми преимуществами. Относительно неплохая операторская работа для любительского уровня, внятная сюжетная канва и даже запоминающиеся персонажи всё-таки дают надежду, что в следующий раз у авторов фильма получится что-то более внятное.
Зион (2013)
Короткометражка «Зион» оставляет после просмотра тягостное впечатление. Несмотря на небольшую продолжительность, досмотреть картину просто физически сложно.
Герои на протяжении 15 минут мечутся по экрану в поисках лестниц, стоят, молчат, слоняются по городу, произносят никак не связанные между собой реплики. Время от времени появляются какие-то другие персонажи, которые также несут ахинею с претензией на глубинный смысл. Понять, что же происходит на экране, и что хотели сказать авторы - попросту невозможно.
Смотреть этот шедевр или нет – решать вам. Мы бы не советовали.
Тыринс-Протыринс (2015)
Короткий метр под названием «Тыринс-Протыринс» базируется на одноименном рассказе писателя Ивана Зорина. В центре сюжета – художник Давыд Кавадраш, ведущий почти асоциальный образ жизни. Проживает герой вместе с представителем Русской Православной церкви, священнослужителем в непонятном сане – отцом Савелием.
С первых кадров Кавадраш начинает новый день, прихлёбывая крепкий алкогольный напиток из фляжки. Отец Савелий не отстает от своего сожителя во грехе – первый раз перед зрителем он предстаёт в объятиях девушки лёгкого поведения и с нательным крестом.
На протяжении всего фильма никто из персонажей не вызывает сопереживания, ассоциировать себя с подобными героями нормальному человеку вряд ли захочется. Заметно, что авторы попытались вызвать сострадание к Давыду Кавадрашу. Жадность, трусость, глупость, равнодушие, слепая вера и непроходимая тупость – вот что отлично изобразил актер. Главную роль в ленте сыграл, кстати, известный ульяновский актер Владимир Кустарников.
Отрицательные персонажи в лице жадного до денег менеджера и злобных бандитов получились абсолютно неубедительными. Они все вместе похожи на каких-то калек или безобидных дурачков. Элементы «богатой» жизни изображены абсурдно и нелепо. В целом сюжет, развязка, мотивация героев, затянутые сцены и всё остальное вызывают острейшее желание скорее выключить этот шедевр и больше никогда его не вспоминать.
Путешественник (2015)
Очередная мистическая драма про путешествия между мирами в рамках отдельно взятого Ульяновска навевает на зрителя скуку и уныние. По сюжету главный герой, просыпаясь с каждым новым днем, попадает в слегка измененную реальность. Он то живет с одной девушкой, то с другой, а то и вовсе один. Единственное решение, которое он видит – лечь спать.
На самом деле задумка и воплощение этой короткометражки, наверное, наиболее удачные из всей подборки. Неплохая съемка, годный звук и даже подобие актерской игры могут понравиться людям со специфическим вкусом.
Явь (2013)
Почетное звание картины с самым ужасным звуком точно можно отнести к ульяновской короткометражке «Явь». На первой минуте хочется выключить шедевр, на четвертой – проткнуть себе уши от жуткой и невыносимой какофонии.
Фильм снят на основе славянского неоязыческого культа про Явь, Навь и остальные атрибуты «исконно славянской» культуры. Желающие могут ознакомиться с этим явлением в интернете – первый же попавшийся сайт выдаёт картинки с плоской землей на черепахе, обилием «коловратов» и другими прекрасными вещами.
Актриса, исполняющая роль главной героини, показывает хоть какие-то проблески актерской игры. Актер, исполняющий роль главного героя не имеет их вовсе. Зато у него есть невыразительный голос, каменное лицо и невнятное бормотание вместо чистой и ясной речи.
Творение Юрия Бушмелева и Натальи Штатолкиной больше похоже на затянувшуюся рекламу славянской мифологии. Продюсером ленты, кстати, выступил Борис Куломзин – режиссер вышеупомянутого «901 километра». Кроме «Яви» и «901 км», руководитель «Киношколы 73» приложил руку к созданию многих шедевров местного синема. Впрочем, его фраза из интервью порталу UlPeople отчасти объясняет тот ужас, который творится в ульяновском кино:
- Борис, как выпускник машиностроения пришел в кинематограф?
- На машфак конкурс был меньше…