Ульяновский Президентский мост через Волгу, самый длинный в России, построен с колоссальным числом нарушений, утверждают специалисты. Связывают это с тем, что директор Департамента автомобильных дорог Сергей Холтобин предпочел строить его по своим законам, а не по законам РФ. Рупор73 начинает цикл статей, посвященных знаменитому мосту, который уже успел стать символом нашего города.

Коротко о важном

   Стоит ознакомиться с документацией, прямо или косвенно связанной со строительством Президентского моста через Волгу, как возникает логичный вопрос: а насколько вообще безопасно ездить по нему? Насколько соответствует нормам гигантское сооружение, соединяющее между собой левый и правый берег Волги?

   Специалисты успокаивают: пока опасности нет. Но в то же совершенно не понятно, когда эта опасность может возникнуть. Ведь на завершающих этапах строительством уникального моста занимались те же люди, которые сегодня занимаются дорогами региона, то есть руководитель «Департамента автомобильных дорог» Сергей Холтобин. Уже один этот факт вызывает серьезные опасения.

Мост

   А начать следует с того, что, как водится у нас в регионе, открытие моста состоялось без разрешения Ростехнадзора. Вспомним историю. Эксплуатировать уже почти достроенный мост начали в октябре 2009 года. Заставила необходимость. Из-за взрывов на «Арсенале» нужно было возить людей и спецтехнику уже по новому мосту.

   Однако это объяснимо. Интересно другое. Официально открылся мост 26 ноября 2009 года в присутствии на тот момент Президента РФ Дмитрия Медведева и Президента Азербайджана Ильхама Алиева. При этом сертификат соответствия Ростехнадзором был выдан лишь 4 декабря. Конечно, это не смертельно. Однако осадок остается.

Неоднозначное решение

   В настоящее время мост находится в ведении ОГУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», директором которого является Сергей Холтобин. Этот человек, действующий от лица своего учреждения, фактически был заказчиком на последних этапах строительства объекта. Именно он принимал важнейшие решение о проектных изменениях и изменениях в смете, которые многими специалистами даже сейчас воспринимаются в штыки.

   Одним из таких изменений стало, например, решение применить материал «Техноэластмост» для гидроизоляции ортотропных плит, то есть тех монолитных блоков, из которых по сути и состоит мост и по которым сейчас фактически ездят машины. Несмотря на то, что изначально в проекте был прописан другой гидроизоляционный материал, отвечающий ГОСТу, г-н Холтобин решил его заменить.

   Это вызвало волну непонимания среди специалистов. Вот, например, письмо из Ростехнадзора, в котором руководитель местного управления ведомства, ссылаясь на экспертов из научно-исследовательских институтов, требует провести экспертизу той части проектной документации, в которую без согласования внесли изменения. Была ли проведена экспертиза, большой вопрос.

   А вот письмо непосредственно из ЦНИИС (научно-исследовательский институт транспортного строительства), адресованное на тот момент министру промышленности и транспорта Ульяновской области Вильдану Зиннурову, а также тому же Холтобину и подрядчикам. В письме научно обосновывается, почему материал «Техноэластмост» не годен для использования при строительстве стратегически важного объекта.

   Знали об этом странном проектном решении Холтобина и на федеральном уровне. Вот письмо от на тот момент депутата Государственной думы РФ Михаила Хесина, одна из копий которого адресована как раз директор "Департамента автомобильных дорог". В нем народный избранник подчеркивает, что для гидроизоляции моста используется материал, не соответствующий нормативным требованиям. Хесин напоминает местным чиновникам, что «несоблюдение нормативных требований при строительстве таких ответственных сооружений, как мосты, приводит не только к необходимости дополнительных государственных затрат на последующее исправление ошибок, но и, самое опасное, может привести к непоправимым последствиям и даже к человеческим трагедиям».

   То ли эти послания были недостаточно убедительны, то ли Холтобин недостаточно внимательно их читал. Но в итоге материал был использован тот самый, который его просили не использовать. По крайней мере, в этом уверены специалисты, с которыми удалось побеседовать корреспонденту Рупор73. В качестве одного из доказательств нам привели документ, в котором руководством «Департамента автомобильных дорог» утверждаются объемы обезжиривания поверхности тех самых ортотропных плит. За подписью инженера Департамента, а также подрядчиков (которые получат за это деньги) определяется, что процент обезжиривания составит 100%. При этом по нормативу достаточно было лишь 10%. Эксперты не исключают, что использование нового материала для гидроизоляции как раз и потребовало увеличения объема работ по обезжириванию (а значит, и затрат).

   Почему при применении нового материала, при увеличении процента обезжиривания Холтобин не приводил так называемое ТЭО (технико-экономическое обоснование) принятых им решений, пока остается тайной для широкой общественности и для специалистов. Но разгадать эту загадку Рупор73 попытается в следующих материалах, посвященных Президентскому мосту и человеку, который зачастую остается в тени.

Виталий Удальцов

Фото с сайта splak.ru