Обычно в серии «Ульяновск, который мы потеряли» мы вспоминаем предприятия или проекты, которые были утеряны в результате недосмотра властей или сложившихся обстоятельств. Сегодня же мы поговорим о целой отрасли, которой наш город лишился в силу различных причин.
В памяти старшего поколения до сих пор живы моменты, когда акватория Куйбышевского водохранилища была забита различного рода судами, когда выход на лодке без регистрационного номера считался почти невозможным, а попытки пересечь Волгу на надувной лодке пресекались строгими инспекторами ГИМС. В то время до дачи, расположенной в Красном Яре, Белом Яре или в Старой Майне, можно было добраться за 30-40 минут на скоростной «Ракете», за сумму, сопоставимую со стоимостью пригородного автобуса.
Волжский путь
В далеком 1648 году, Симбирскую крепость заложили на стратегически выгодном месте на берегу Волги с целью контролировать великий Волжский путь, ведущий «из варяг» в далекий южный Халифат. Вплоть до начала XX века Симбирск был одним из важнейших узлов на пересечении торговых путей. Издревле жизнь Симбирска была неотрывно связана с рекой. Грузоперевозки, рыбная ловля, торговля кормили симбирян в течении всего времени существования города.
Много позже, уже в ХХ веке, в процессе строительства Жигулевской ГЭС Волга в районе Ульяновска разлилась и превратилась в огромное Куйбышевское водохранилище, тут же получившее в народе название «Волжское море».
Ульяновск к тому времени превратился в крупный промышленный город, и близость к серьезному водному пути, по которому через систему каналов и водохранилищ можно добраться до Белого моря и Балтики на севере и до Черного моря и Каспия на юге, сыграла в становлении региона огромную роль.
Кроме того, благодаря статусу родины Ленина, Ульяновск стал туристической меккой для множества туристов со всех уголков страны, и изрядная их часть прибывала в Ульяновск водным путем.
В течении столетий Симбирск, а затем и Ульяновск, кормились за счет реки, и продолжалось это до 90-х годов ХХ века, когда кто-то вдруг решил, что река под боком — это не выгодно, и буквально одним росчерком пера зарезал на корню целую часть жизни города.
Забытая «Комета»
В 60-е годы прошлого века дизельное топливо и бензин стоили сущие копейки. Они были настолько дешевы, что нередки были случаи, когда водителям на автотранспортных предприятиях объявляли выговор за то, что за день они не израсходовали положенную по нормам горючку, мотивируя это тем, что «бензин не сжег — значит не работал, стоял где-нибудь и бездельничал», и объяснения, что, мол, движок больше не съел, в расчет не принимались. Так что, при конструировании двигателей, редко кто брал в расчет их экономичность. Ставки делались на мощность и надежность. Именно тогда конструкторы разработали несколько проектов судов на подводных крыльях, позволявших развивать скорость до 65 км\ч на спокойной воде, а дальность хода составляла до 600 км без дозаправки. Все проекты носили «космические» названия: «Ракета», «Комета», «Метеор».
В Ульяновске эти корабли совершали регулярные рейсы до Самары, Тольятти, Казани, Димитровграда, а так же возили жителей города и области по обыкновенным внутриобластным маршрутам. Сейчас до многих сел, до которых ходили корабли, не ходят даже рейсовые автобусы. В начале 90-х, когда Ульяновский речпорт практически развалился, все суда на подводных крыльях были отправлены на слом, либо просто вытащены на берег и оставлены доживать свой век на стапелях. Как тогда говорили, «из-за высокой стоимости эксплуатации». Стоит отметить, что у наших ближайших соседей — Самары и Казани - «Ракеты» продолжают работать до сих пор.
Туристическая мекка
В лучшие годы речной порт принимал по 3-4 теплохода с туристами в день. Экскурсионные автобусы отходили от речного порта чуть ли не каждые два часа, увозя сотни туристов в музеи города. Доход от туризма составлял солидную часть городского бюджета, а краеведческий музей и Лениский мемориал никогда не пустовали.
В настоящее время туристические теплоходы продолжают курсисровать по реке, но в Ульяновский порт заходят исключительно редко. На официальном уровне это обосновывали изменившимся графиком работы шлюзов и высокой стоимости простоя теплохода. Однако на деле же направление «профукали» из-за отстутсвия достойной инфраструктуры речного порта, нормальных подъездных путей и качественного экскурсионного обслуживания.
Рыбный промысел
Волга — замечательная река с огромным количеством промысловых видов рыб. Даже изменение экосистемы в результате образования водохранилища не сильно повлияло на количество рыбы в реке. Исчезли стерлядь и осетры, но остальной рыбы было настолько много, что вместо функционирующих сейчас двух или трех рыболовецких артелей, в городе был свой рыбзавод, остатки которого можно до сих пор найти в Винновке, и целый рыболовный флот. Куча тральщиков, малых и больших сетеподъемников работали весь период навигации обеспечивая население области вкусной рыбой, а рыбзавод обеспечивал местные магазины рыбными консервами на год вперед.
Убила всю рыболовецкую инфраструктуру, опять же, перестройка. Зарплаты стали низкими, весь флот продали в частные руки, а рыбзавод просто разрушили до основания. Сейчас найти в продаже волжскую рыбу, выловленную в Уьяновске, практически невозможно, а когда-то мы умудрялись экспортировать ее даже в соседние области.
Грузовой порт
Технически, в Ульяновске есть два грузовых порта. Один находится в Железнодорожном районе, ниже по течению от пассажирского порта, а второй - в Заволжье, на Нижней террасе, рядом с мостом. Сейчас вся эта логистика обеспечивает транспортировку и хранение песка и щебня. Унылые горы стройматериалов перемежаются не менее уныло выглядящими проржавевшими насквозь портовыми кранами. Древние металлические «журавли» выглядят так, как будто скоро рухнут, окончательно похоронив остатки портов. Но на обновление или ремонт оборудования денег нет.
Уже давно серые стены и огромные причалы не видели циклопических конструкций станков с УЗТС, военной техники с механического завода или сельхозпродукции от находящихся в области в огромных количествах колхозов. Недавно проскочила новость о том, что Ульяновская область установила дружественные отношения с Ираном и теперь напрямую экспортирует туда зерно, как раз водным путем через Волгу и Каспийское море. Однако это никак не может сгладить общего впечатления от почти полностью разрушенной речной инфраструктуры.
Судоремонтный завод
Естественно, при наличии такого огромного флота его нужно было где-то ремонтировать. Гонять суда на регламентные работы, техосмотр и ремонт на судоремонтные заводы в Нижнем Новгороде или еще где-то просто невыгодно, а зачастую и невозможно, поэтому недалеко от Ульяновска, в Сенгилеевском районе, в с. Криуши был построен Криушинский судоремонтный завод. Он не только позволял ремонтировать местный флот недалеко от мест стоянки, но и давал работу почти всему мужскому населению Криуш и близлежащих деревень. Более того, на ремонт в Криуши часто пригоняли корабли даже из Самары. Вместе со смертью Ульяновского речного флота погиб и завод. В настоящее время от него осталось только убежище для кораблей и несколько прогнивших корпусов и старых доков.
Депрессивный регион
После прочтения предыдущих абзацев многие могут задуматься и задаться вопросом «А может так везде, и автор просто нагнетает? Может быть просто невыгодно использовать водные пути, и по всему поволжью творится то же самое?» К сожалению, нет. Ульяновск словно вырезан с карты речных грузопассажирских перевозок, в то время как у наших ближайших соседей с этим всё гораздо лучше. В Самаре речные пассажироперевозки стали чуть ли не интенсивнее, чем в советское время, а в Казани индустрия грузо- и пассажироперевозок продолжает набирать обороты с каждым годом. О Нижнем Новгороде и говорить нечего: у них речные пассажироперевозки не заканчиваются даже зимой, благодаря использованию судов на воздушной подушке «Хивус». Куда смотрит руководство региона и почему столь выгодная и прибыльная отрасль находится в столь «убитом» состоянии — непонятно.
К сожалению, в настоящее время нет даже намеков на то, что когда-то могучий речной флот Ульяновской области возродится из пепла. И приходится ульяновцам смотреть на, в прямом смысле, уплывающую из под носа выгоду.
Давид Бурлюк
Читайте также и другие выпуски "Ульяновска, который мы потеряли"
Радиоламповый завод: от лазеров до "фанфуриков"
Станкостроительный левиафан УЗТС
"Силиконовая долина" родины Ленина