Ульяновский моторный завод стал одной из самых крупных жертв экономического кризиса в Ульяновской области. Предприятие закрыло прошлый финансовый год с огромными убытками. «Чистая убыль» составила порядка 128,8 млн рублей. Это на 257,2 млн рублей хуже, чем в 2013 году, когда чистая прибыль промышленного гиганта превышала 128,4 млн рублей. Такая сложная ситуация связана с резким падением производства и рентабельности. Корреспондент Рупор73 выяснил, какое будущее ждет завод и что его руководство намерено делать с убытками.
Сокращение производства
"Ульяновский моторный завод", входящий в группу ГАЗ, недавно обнародовал свои финансовые итоги за 2014 год. Исходя из официальных документов, можно сделать вывод, что у УМЗ большие неприятности. Экономические показатели завода заметно ухудшились с 2013 года. Тогда его чистая прибыль превышала 128,4 млн рублей. 2012-ый год завод также закончил в плюсе (прибыль составила 33,2 млн рублей). Однако минувший год кардинально изменил состояние «моторки». Чистый убыток перевалил за 128 млн рублей.
Такая ситуация сложилась в связи с сокращением производства, о чем прямо говорится в отчетности предприятия. На фоне экономического кризиса спрос на автомобили в России снизился, что сказалось в том числе и на УМЗ, основными видами деятельности которого являются производство автомобильных двигателей (доля в структуре продукции - 81,5%) и запасных частей к ним (13,6% продукции). В реальных цифрах производство по сравнению с 2013 годом сократилось с 64 312 двигателей до 43 343 (минус 32,6%), а производство деталей — на 11,9% (с 423,6 тыс. до 373 тыс.).
Кроме того, негативное влияние на финансовые показатели Моторного завода оказали и еще два фактора. Во-первых, это рост цен на алюминий, который, по всей видимости, широко используется в производстве. Во-вторых, рост тарифов на энергоносители.
Есть ли перспективы?
О том, что именно эти причины «падения» предприятия стали основными говорит аналитик УК «Финам» Дмитрий Баранов. Он не скрывает, что, скорее всего, на финансовые итоги моторного завода повлияли сразу несколько факторов, среди которых не только вышеперечисленные, но и «усиление конкуренции на рынке». «На первичном рынке часть производителей автомобилей могли использовать двигатели других производителей (не УМЗ). А на вторичном рынке другие производители двигателей имели возможность вести более агрессивную сбытовую политику, и завод не смог реализовать то количество продукции, которое запланировал на 2014 год», — считает эксперт.
Также, по его мнению, повлиять могло и уменьшение экспорта. Это косвенно подтверждается официальными данными предприятия. Согласно финансовому отчету, основным регионом сбыта для УМЗ является Нижегородская область, где располагаются предприятия группы «ГАЗ». При этом доля выручки от экспорта продукции за рубеж составляет лишь 0,32% (были поставки только в Чехию и Монголию).
Комментируя сложившуюся ситуацию на УМЗ объясняют, что сжатие рынка коммерческого транспорта в 2015 году продолжается. В этой связи руководство УМЗ вынуждено предпринимать меры, «направленные на повышение эффективности производств и сокращение издержек». «При этом предприятие не останавливает реализацию инвестиционных программ, которые позволяют предложить потребителям более экономичные и надежные двигатели. В частности, в 2014 году УМЗ разработал и организовал серийное производство нового двигателя EvoTech. В 2015 году ведётся работа по созданию битопливных модификаций EvoTech, работающих на сжиженном и сжатом газе, и подготовка силовых агрегатов, соответствующих экологическим требованиям "Евро-5"», — прокомментировали в пресс-службе завода.
При этом эксперты уверены, что поскольку Моторный завод «является важной частью всей группы ГАЗ», говорить о его разорении не приходится. Так, аналитик Дмитрий Баранов уверен, что «материнская компания будет всячески его поддерживать». «Выражаться это может и в предоставлении заводу финансовых средств, и дополнительной его загрузке заказами».
Валерий Васнецов
Фото с сайта umz-gaz.ru