Ювелирная сеть Sunlight в течение трех лет рассылает сообщения о ликвидации товара. При этом магазины продолжают работать и рассылать рекламные сообщения.
«Закрываются» по всей России
Жители сразу нескольких регионов России пожаловались в ФАС на подобную рекламу сети. Они посчитали, что торговая компания своей акцией вводит их в заблуждение, поскольку Sunlight объявляет ликвидацию на протяжении последних трёх лет, однако продолжает работать.
Так антимонопольщиками было зарегистрировано уже несколько десятков жалоб и постановлений в адрес Sunlight за нарушение закона о рекламе.
Заявления от покупателей проверяют в Москве, Челябинске и Волгограде. Волгоградское УФАС, например, постановила, что за ложное объявление об уходе с рынка компании придётся заплатить штраф.
На днях в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступило обращение от жителя региона, который считает, что данная реклама, которая поступила ему от ювелирной сети через СМС, вводит в заблуждение и является недостоверной.
Реклама содержала следующий текст: "Магазины SL прекращают работу в Ульяновске - ВСЕ ЗА БЕСЦЕНОК до -80%" и "Официальное постановление о закрытии SL. Весь товар -50-80% до 06.09"
УФАС сообщило, что после изучения рекламы на наличие признаков нарушения и в случае их обнаружения примет решение о возбуждении дела.
Кстати, и у журналиста Рупора в СМС-рассылке также оказалось сообщение от сети.
Sunlight закрывается уже несколько лет
Первый фирменный магазин Sunlight был открыт в 2009 году, к 2015 году сеть вошла в пятерку крупнейших ювелирных сетей России.
Компания заявляет о закрытии всей розничной сети или части магазинов с «ликвидацией товаров» как минимум с 2016 года — с рекламой сталкивались жители Уфы, Нижнего Новгорода, Москвы, Петербурга, Владивостока, Перми, Екатеринбурга, Читы и других городов.
За два года компания могла трижды анонсировать закрытие магазинов, которые продолжали работать после заявленного срока. Реклама вводит покупателей в заблуждение, считают заявители в челябинский УФАС.
Чтобы привлечь покупателей, компания пользуется любыми доступными способами: рассылает SMS и письма, занимается телефонным обзвоном, объявляет о закрытии в соцсетях, запускает рекламу на YouTube, вешает баннеры на сайте и внутри магазинов сети.
Наказывали ли Sunlight
С 2015 года Sunlight упоминается в базе решений и правовых актов ФАС 52 раза. Большая часть рассмотренных жалоб касается SMS-рассылок Sunlight о распродаже товаров, а не ликвидации магазинов.
Компанию признавали виновной в нарушении закона «О рекламе», выносили предупреждения или штрафовали: например, в 2019 году в Омске и Новосибирске Sunlight оштрафовали на 101 тысячу и 100 тысяч рублей.
После обращений покупателей в 2019 году по поводу «ликвидации» магазинов, волгоградская УФАС вынесла сети предупреждение о распространении недостоверной рекламы из-за признаков недобросовестной конкуренции, Sunlight угрожал штраф в 500 тысяч рублей.
Зачем Sunlight трюк с ликвидацией
Можно предположить, что это своего рода «нечистый» маркетинговый ход. С помощью громких анонсов о закрытии Sunlight стимулирует покупательский спрос и спекулирует на эмоциях, но магазины не закрываются, а цены сопоставимы с обычной распродажей старых коллекций.
Sunlight объясняет объявление о ликвидации «заменой юридических лиц и объединением торговых точек сети в единую структуру», закрытием некоторых точек «насовсем», их переездом в другое место, или полной реконструкцией сети магазинов.
Так «Коммерсантъ» объяснял постоянные «ликвидации» попытками нарастить продажи и трафик (в основном ликвидации происходят после летних каникул) и неуверенным положением сети на конкурентном рынке.
Выручка ООО «Оникс-Холдинг», которому принадлежала Sunlight, упала почти в десять раз — с 6 млрд рублей в 2014 году до 684 млн в 2017 году. К концу 2018 года выручка ООО «Оникс-Холдинг» выросла до 1 млрд рублей, а к 2019 году — до 1,9 млрд рублей.
Основателю Sunlight Сергею Грибнякову по данным «Контур.Фокус», также принадлежит ООО «Солнечный Свет» — организация указана на сайте Sunlight, как владеющее юрлицо, ей принадлежат исключительные права на товарные знаки Sunlight.
Выручка «Солнечный Свет» к концу 2018 года составила 2,3 млрд рублей, к концу 2019 года — 4,1 млрд рублей.