Большинство российских регионов рискуют оказаться банкротами из-за нового проекта правил реструктуризации бюджетных кредитов, разработанного Минфином. Между тем эксперты утверждают, что новый механизм будет действовать избирательно и использоваться преимущественно в качестве кнута по отношению к губернаторам, для которых экономическая повестка в условиях кризиса до сих пор не стала главенствующей.

   По данным РБК, Минфин разработал проект правил реструктуризации бюджетных кредитов регионам (они выдаются из федерального бюджета под символические 0,1% годовых, формируют половину всего госдолга регионов). Согласно документу, в том случае, если регион-должник просрочит процентную выплату или погашение реструктурированного кредита, а также не заключит дополнительного соглашения, ему придется единовременно выплатить весь долг, который был реструктурирован. По мнению специалистов, формально речь идет о дефолте.

   Напомним, что в сентябре глава государства Владимир Путин анонсировал запуск программы реструктуризации бюджетных кредитов регионов. Программа рассчитана на семь лет, а для некоторых субъектов и на 12. По словам Путина, регионам предстоит «выплачивать всего по 5% долга ежегодно» — это позволит им сэкономить 428 млрд рублей в 2018—2019 годах. В частности, президент разъяснил, что речь идет о дополнительных средствах, которые позволят регионам создавать новые рабочие места, повышать уровень жизни, решать транспортные и многие другие проблемы.

   Близкий к Кремлю политолог, пожелавший сохранить инкогнито, пояснил «URA.RU», что дополнительные ужесточения вводятся как сигнал для регионов, которые по-прежнему своим единственным донором видят федеральный центр, не пытаясь искать собственные точки роста. По словам собеседника агентства, правительству «пришелся не по душе шантаж со стороны регионов».

   Например, новосибирские парламентарии обратились к центру с предложением полностью вернуть региону акцизный сбор на топливо — ранее бюджеты субъектов получали 100% этого налога, сейчас только около 60%. При этом парламентарии указали, что в ином случае денег на ремонт и строительство дорог в регионе не хватит. На Сахалине Заксобрание не устроило перераспределение доходов от нефтедобычи в рамках «Соглашения о разделе продукции»: раньше области доставалось 75%, а Москве 25%, однако в новом проекте федерального бюджета планировалось, что доли будут распределяться наоборот. В итоге облпарламент подготовил отрицательный отзыв.

   По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, в таких условиях регионального саботажа инициатива Минфина является на деле «очередной пугалкой». «Все прекрасно понимают: если бы у региона была возможность единовременно выплатить долг, он бы сразу это сделал, и в реструктуризации не было бы ровным счетом никакого смысла. Новые требования — это формальные санкции, напоминание для губернатора: дескать, если не выплатишь долг, то кнут для тебя приготовлен», — пояснил «URA.RU» Журавлев.

   В то же время он признал, что у федерального центра нет резона «сажать регион в долговую яму». «Ну, признаешь регион банкротом, а дальше что делать? Можно, конечно, губернатора посадить в тюрьму, но он ведь из своей зарплаты долг не отдаст. Получается, что проблем Москва получает еще больше. Единственный теоретический вариант выхода из ситуации — это распродажа государственного имущества в субъекте-банкроте. Но это тоже непростой сценарий с не очень ясными перспективами», — отметил собеседник агентства.

   По словам Журавлева, сегодня в зоне риска автоматически оказывается большинство регионов, за исключением регионов-доноров, которые, по оценкам эксперта, «можно пересчитать по пальцам»:

   «То есть банкротами теоретически вскоре могут оказаться 65-70 регионов. Данное требование Минфина направлено на то, чтобы заставить губернаторов активнее шевелиться».

   Не допустить дефолты — главная задача Минфина, утверждает в разговоре с «URA.RU» глава Центра развития региональной политики Илья Гращенков. «Поэтому сейчас предложенные меры выглядят максимально жестко, но все будет решаться в индивидуальном порядке. Как, например, с Хакасией, которая задолжала 24,5 млрд рублей и 44% из них — коммерческим банкам. Несмотря на это, республика может получить 6-10 млрд рублей бюджетной поддержки. Но все же те губернаторы, которые идут к дефолту — кандидаты на вылет. Те, у кого проблемы с реструктуризацией долгов, должны сосредоточиться на этой работе», — пояснил политолог.

   По его данным, к числу «плохих» в долговом плане регионов относится Ненецкий автономный округ, а также Архангельская, Орловская, Псковская, Кемеровская, Ульяновская и другие области. «Экономическая повестка становится главной в условиях грядущей мобилизационной экономики, и губернаторы должны перестроиться под нее», — пояснил Гращенков.

   Происходящие перемены свидетельствуют о необходимости переформатирования экономических отношений регионов и Москвы, заявил в беседе с «URA.RU» руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов.

   «Регионы залезли в долги уже давно, и связано это было во многом с бюджетной политикой, которая принята в России. Дело в том, что у нас нет долгосрочного социально-экономического и бюджетного планирования, из-за чего деньги осваиваются здесь и сейчас, как правило, неэффективно и без создания заделов на будущее. Федеральный центр при этом постоянно перегружает регионы обязательствами, не всегда обеспечивая их в полной мере финансами. Последний яркий пример — „майские указы“, исполнить которые в нашей финансово-бюджетной системе многие регионы просто были не в состоянии. В итоге дефициты бюджетов и неэффективность, высокая затратность управления финансировались за счет привлечения все новых кредитов, и регионы подошли к дефолту», — пояснил Миронов.

   Однако, по его словам, федеральному центру эти дефолты ни к чему, поскольку они не только будут означать потерю денег, но и уход частных инвесторов, а это плохо в целом для экономики.

   «По этой причине и родилась вот такая схема реструктуризации. Если ее упростить, то она означает, что федеральный центр часть долгов простит, часть — отложит, но все же заставит регионы заняться хотя бы какими-то выплатами и повысить эффективность своей бюджетной политики. Впрочем, чтобы это произошло, надо провести бюджетную реформу — децентрализовать налоговую систему, ввести долгосрочное и среднесрочное планирование, ориентированное на результат, дать больше финансовой свободы, но одновременно и больше ответственности регионам — вплоть до увольнения и наказания губернатора за накопление долгов и срыв обязательств», — подчеркнул Миронов.

   Высокий уровень госдолга является главным препятствием для развития регионов, поэтому предложения Минфина выглядят логичными, пояснил «URA.RU» эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов. «Госдолг есть у всех, даже у самых успешных, включая Москву (он сократился в 6 раз и на начало 2018 года составит 36 млрд рублей). Без решения этой проблемы нельзя обеспечить выход на устойчивую траекторию экономического роста. Конечно, можно было бы попробовать „залить“ регионы деньгами, но лишних денег в бюджете нет, да и необходимо дать региональным властям стимул для работы», — резюмировал собеседник агентства.

Фото: razruha.org

Источник: https://ura.news/articles/1036272921



Комментарии  

0 #1 Jorgewax 04.04.2018 13:12
price cialis wal mart pharmacy effetti del cialis
how does cialis work
cialis en 24 hora best generic drugs cialis
cialis for daily use
price cialis wal mart pharmacy cialis prezzo di mercato
online cialis
no prescription cialis cheap cialis canada on line
cialis without a doctor's prescription
only best offers cialis use cuanto cuesta cialis yaho
cialis prices
http://kaivanrosendaal.com/#cialis-tadalafil
http://kaivanrosendaal.com/#generic-for-cialis
Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

*Комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного характеров или ненормативную лексику, а также комментарии, нарушающие положения действующего законодательства, будут автоматически удалены редакцией.