В Ульяновской области наблюдается падение показателей в животноводческом комплексе - снижается поголовье крупного рогатого скота (КРС) и объем производства. В отличие от растениеводства, для отрасли сегодня характерен низкий уровень рентабельности и долгий срок окупаемости. К этому добавляется проблема высоких кредитных ставок, затрудняющих привлечение новых вложений, а также нехватка рабочих рук, вязанная мизерными зарплатами и непривлекательными условия труда для молодежи на селе. посему наш регион вскоре по праву может именоваться «постным».
Так в 2024 году в хозяйствах всех категорий надой молока сократился на 5% по сравнению с 2023 годом. Численность коров снизилась на 18%. В хозяйствах населения произведено молока на 13% меньше уровня прошлого года, а численность коров сократилась в данной категории на 28%. При этом отмечается динамика по увеличению производства в сельхозорганизациях, в которых валовый надой молока составил 101% к уровню прошлого года при удельном весе в общем объеме производства молока 55%. Об этом рассказала на прошедшем в ЗСО аграрном комитете замминистра АПК региона Ольга Игнатьева.
Результатом сложившихся условий стало снижение производственных показателей в животноводстве Ульяновской области. Зафиксировано уменьшение объема выпускаемой продукции, сокращение численности скота различных категорий и домашней птицы преимущественно в частных хозяйствах, производящих треть мясомолочной продукции региона. Например, в 2024 году частниками было получено 58,7 тысяч тонн молока — на 12,7% ниже показателя предыдущего года. Падение численности крупного рогатого скота составило 4 257 голов (-28,4%). Хотя ситуация в специализированных сельскохозяйственных организациях выглядит менее критично, там тоже наблюдается снижение объемов выпуска даже в текущем году.
Игнатьева отметила, что объемы производства животноводческой продукции в Ульяновской области ниже потенциально возможной. Это связано, во-первых, с низким материально-техническим обеспечением животноводческих хозяйств, во-вторых, с нехваткой на селе квалифицированных кадров (в животноводстве довольно большая доля ручного труда, молодежь в эту сферу идти не спешит, сельчан становится все меньше. Так что, в том числе, и из-за демографического провала отрасль переживает упадок, результат - поголовье стада и производство продукции сокращаются) и, в-третьих, с усложненными условиями господдержки животноводов (в частности, чтобы получить финподдержку, необходимо не сокращать поголовье стада).
Председатель комитета Рамиль Хайруллин акцентировал внимание на том, что развитие животноводства возможно только через высокотехнологичные проекты, только в этом случае может быть достигнута высокая рентабельность и ветеринарная безопасность, а также инвестиционная привлекательность отрасли. Заместитель председателя комитета Вячеслав Ковель отметил, что животноводство, как никакая другая отрасль АПК, требует стратегического подхода и четкого планирования, чего сегодня на заседании минсельхоз не предствил. Депутат Мария Шпак добавила, что в частном секторе для привлечения инвестиций и увеличения объемов производителям необходимо объединять усилия за счет сельхозкооперации.
Фото: vokrugsveta.ru