В нашу редакцию обратились жильцы одного из домов Железнодорожного района Ульяновска, которые рассказали о некой, на их взгляд, «серой» схеме, которую использует компания «УльяновскЭнерго», в результате которой на баланс энергосбытового предприятия систематически поступают незаконно собранные денежные средства. В финансовом вопросе разбирался корреспондент Рупор73.

   В начале нового года собственники одного из Ульяновских домов обнаружили в платёжных квитанциях за коммунальные услуги за декабрь сюрприз: в строке «ОДН за электроэнергию» (ОДН – общедомовые нужды – прим. ред.) вместо привычной суммы в 2 – 4 рубля красовалась довольно внушительная цифра - от 424 до 1200 рублей в зависимости от метража отдельно взятой квартиры. В январе сумма была поменьше – от 90 до 150 рублей, - но опять-таки чрезмерно превышающей привычные показатели.

   «Мы исправно подаем сведения о приборах учета в компанию и своевременно оплачиваем квитанции. Почему же так происходит? За что или за кого мы платим такие непомерно большие суммы? Как долго еще будут продолжаться эти поборы?», - задались вопросом жильцы.

   С вопросом о причинах столь крупных сумм за ОДН журналист Рупор73 обратился в управляющую компанию «Мегаполис», которая обслуживает дом. Директор УК Иван Гладкий пояснил, что управляющая компания передаёт лишь сведения в «УльяновскЭнерго» и выяснять причину нужно именно у них. Также Гладкий рассказал, что ранее УК судилась с «УльяновскЭнерго» по данному вопросу, поскольку последняя уже использовала подобный вариант «раскидывания» ОДН в других МКД.

   За разъяснениями корреспондент портала также обратился в энергосбытовую компанию. В «УльяновскЭнерго» ответили, что управляющая компания им передает показания общедомового счетчика. Собственники каждой из квартир также подают показания в «УльяновскЭнерго». Разница между ними идет на ОДН. Если какая-либо квартира не подала данные, ей насчитывают киловатты по среднему. Когда эта квартира подаёт в компанию свои реальные показатели (некоторые это делают в следующем месяце, другие через год), которые на деле оказываются меньше начисленных по среднему, собственникам этой квартиры делают перерасчет. Разница между этими суммами ложится в ОДН, который и распределяют между всеми собственниками МКД. В конце декабря был сделан перерасчет за весь год, в январе – за месяц.

   А теперь давайте поразмыслим над механизмом действия. Представим условную схему, где есть три категории действующих лиц: добросовестные плательщики – те, кто систематически ежемесячно подают показания приборов учета и оплачивают расходы по электроэнергии; «отстающие» - те, кто забывает передавать показания счетчиков, им начисляют платежи по среднему, а затем, сделав перерасчет, компенсируют переплаченное; и «УльяновскЭнерго» - поставщик электроэнергии, который получает за свои услуги материальное вознаграждение.

   Так вот, фактически так называемые «отстающие» в результате отдадут денежные средства за реально потребленную электроэнергию (сначала заплатив больше – по среднему, потом, при перерасчете, получив переплату на свои счета). Но эту разницу, которую «УльяновскЭнерго» им потом компенсирует, энергосбытовое предприятие берет с жильцов всего дома, то есть добросовестных плательщиков. Однако разница первоначального прихода от собранного по общим показателям с «отстающих», остаётся у «УльяновскЭнерго».

   Проще говоря, добросовестные плательщики - в убытке, «отстающие» - в нейтралитете, а «УльяновскЭнерго» - в прибыли.

   И вместо того, чтобы работать с теми, кто систематически не передает показания приборов учета, платит по общему - ходить к ним домой с проверками – «УльяновскЭнерго» по такой схеме имеет реальную наживу за счет добросовестных жильцов, причем, пытаясь убедить последних в необходимости проводить с «отстающими» беседы на предмет исправной подачи информации по электрочсетчикам, в то время, как работа с нерадивыми «отстающими» - задача самой ресурсоснабжающей компании, а не жильцов МКД.