Уничтожение заповедной территории регионального значения - Винновской рощи - в полном разгаре. Подрядчик нацпроекта рекультивации превратил памятник природы в непроходимые руины, уничтожив естественную экосистему, нанеся непоправимый урон флоре и фауне ООПТ. Вместо былых тропинок со звонкими ручьями по обе их стороны сейчас - вязкая от грязи колея от техники, обрамленная кучами останков деревьев, уничтоженных исполнителями работ. Мало того, все работы по проекту должны быть завершены до 15 ноября текущего года, однако на деле - ни коня, ни воза - большая часть из них не выполнена, а те, что выполнены, кардинально расходятся с работами, одобренными госэкоэкспертизой. Журналист Рупор73 побывал в зоне рекультивации, которая сейчас больше похожа на зону ЧС.

   Напомним, два месяца назад министр природы Ульяновской области Гульнара Рахматулина заявляла, что работы по рекультивации в Винновской роще близятся к завершению и начинаются работы восстановительного этапа. Однако, побывав на месте этих самых работ, можно констатировать, что благоустроительные работы не только не начаты, но не выполнены и основные по проекту ликвидации накопленного вреда. А они должны быть следующие: каптирование (заключение в трубу) родников, строительство очистных сооружений, расчистка русел ручьев и пруда, удаление загрязненного грунта.

   Что мы имеет на деле: груды срубленных деревьев вдоль русел ручьев, часть из них просто поломана или выкорчевана. Понятно, что рубят и сносят деревья все подряд – те, которые мешают технике, прикрывшись полученным порубочным билетом на снос порядка 40 деревьев в русле так называемой «ландшафтной рубки».

   Русла ранее чистых ручьев с колодезной водой подрядчик работ превратил в месиво и непроходимую жижу. Расчистки русел ручьев с вывозом загрязненного грунта никто не осуществляет. Их раскопали - раскурочили, положили трубы, часть же русел уже закопали и отсыпали сверху щебнем. Местами трубы лежат прямо по руслу ручьёв.

   Что касается этапа восстановления, то здесь должны были завезти свежий грунт взамен загрязненного. Однако об этом нет и речи. Зато дорожных бетонных плит, песка и щебня завезено очень много. Дно озера уложено гидроизолирующим материалом и сверху насыпан щебень и песок.

   Сейчас на месте естественных родников в заповеднике – канализационные люки, воткнутые в грязь. Часть тропинки от «Сахарного» родника по направлению к озеру представляет собой колею от колёс спецтехники. Пройти там можно только в кирзовых или резиновых сапогах. Побывав на месте «убийства» рощи (или рекультивации), кажется, что попал в зону ЧС, настолько апокалиптичной предстает картина перед глазами.

   И, конечно, нет никакой речи о компенсаторной высадке деревьев, растений и «окультуривании» пространства.

   Надо отметить, что реализация проекта рекультивации в Винновской роще очень похожа на проект рекультивации полигона ТБО в Красном Яре. В обоих случаях - подрядчик, не имеющий опыта в ликвидации накопленного вреда ОС.

   Кроме этого, срок действия государственной экологической экспертизы истек 3 сентября текущего года, и уже долгое время работы в Винновской роще ведутся незаконно. Хотя минприроды в ответе на запрос редакции Рупор73 прокомментировало - через департамент природы, - якобы «в соответствии с пунктом З приложения №8 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года №353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» установлено, что срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, продлевается до 31 декабря 2024 г.».

   Однако, как следует из выше заявленного постановления Правительства РФ, «срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы продлевается до 31 декабря 2024 года, если реализация объекта государственной экологической экспертизы осуществляется без отступлений от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы».

   Кроме того, согласно пункт №5 Ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "Об экологической экспертизе", «положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы <…> и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию».

   Другими словами, продление госэкоэкспертизы – это не про проект рекультивации в Винновской роще, поскольку таковая потеряла свою силу с момента захода в рощу тяжелой техники и далее – размещения полигона опасного грунта на частной территории, а отступления от проекта задокументированы надзорными органами.

   Но и этого мало, 31 августа на заседании в Заксобрании Ульяновской области министр природы Рахматулина ответила, что проект должен быть завершен 15 ноября 2023 года, в это же время минприроды пообещало проконтролировать, КАК нацпроект выполнен. «Исполнение контракта по рекультивации заканчивается 15 ноября, поэтому после 15 ноября, думаю, нужно делать какие-то выводы», - заявила тогда глава ведомства.

   Как скоро – сегодня, завтра – куратор проекта – минприроды – приедет проверять качество выполнения проекта, неизвестно. Известно одно: проект, в реализации которого больше незаконного, чем прописано в документах, не смотря на все истекшие сроки исполнения, продолжается. Роботы идут полным ходом, даже ночью (по сообщению местных жителей). Всеми любимая заповедная роща с каждым днем всё более превращается в нечто похожее на военный полигон или территорию ЧС.

   Кто и когда ответит за все эти беззакония – вопрос к надзорным и следственным органам и структурам, а также к руководству регионом.