Ежегодно 5 октября свыше ста государств отмечают Всемирный день учителя - профессиональный праздник всех работников сферы образования — день, в который чествуют роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества. В истории Симбирска-Ульяновска навека вписаны имена основателей педагогики - просветителей Ильи Николаевича Ульянова и Ивана Яковлевича Яковлева. Благодаря их усилиям количество народных школ в Симбирской губернии XlX - XX веков стремительно росло, а вместе с ним росла и грамотность населения. Более того, Илья Николаевич воспитал целую плеяду педагогов, называвших себя «ульяновцами».

Илья Ульянов

   14 (26) июля 1831 года в Астрахани в семье портного родился Илья Николаевич Ульянов, русский педагог, просветитель, директор народных училищ, действительный статский советник; отец Владимира Ленина (Ульянова).

   Ульянов блестяще окончил Астраханскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Казанского университета, по окончании которого благодаря ходатайству известного русского математика Н. И. Лобачевского получил назначение в Пензу старшим преподавателем физики и математики. Молодому преподавателю также было поручено заведование пензенской метеорологической станцией.

   Годы работы Ульянова в Пензенском дворянском институте прошли в напряжённом труде, став важной вехой в его биографии. Здесь на основе метеорологических опытов им были написаны две научные работы: «О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы» (1857) и «О грозе и громоотводах» (1861). В 1863 году Ульянов вместе с супругой Марией Александровной переехал в Нижний Новгород, где продолжил работу учителем. Здесь он проявил себя как видный методист начальной и средней школы. Илья Николаевич составил программы по предметам математического цикла, естественной истории, физической географии, которые строились с ориентацией на возрастные особенности учащихся и отражали последние достижения психологии и педагогики. В 1869 году Ульянов был назначен инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии.

   Ульянов был широко образованным человеком, имел большие организационно-педагогические способности, много работал над разработкой теории и практики начального образования. Его педагогические воззрения формировались под влиянием идей Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Директор народных училищ губернии разделял взгляды передовых педагогов К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя. Он являлся сторонником равного образования для всех слоёв общества, всех национальностей и полов.

   Особое внимание педагог уделял просвещению нерусских народов Среднего Поволжья: чувашей, мордвы, татар — проводил огромную работу по снабжению нерусских школ учебниками, наглядными пособиями на родном языке. В основу его деятельности по распространению культуры и просвещения нерусских народов было положено уважение к национальным особенностям и правам народов Поволжья. В 1871 году Ульянов открыл в Симбирске первую чувашскую школу, которая в дальнейшем была преобразована в Чувашскую учительскую семинарию. Им были созданы первые в губернии национальные школы для мордовского населения и светские школы для татар.

   Большой заслугой Ульянова являлась его забота об улучшении материального положения и быта учителей. Его стараниями была учреждена учительская вспомогательная касса, обеспечивавшая денежную помощь педагогам во время болезни и выплачивавшая пенсионные пособия по старости.

   Школа, по взглядам Ульянова, должна выполнять три основные задачи: формировать правильные взгляды на окружающий мир путём обучения элементарным основам научных знаний; способствовать приобретению учащимися практических сведений и навыков, необходимых в жизни; развивать и совершенствовать у них природные способности, приучая к правильному мышлению, точному выражению мыслей, умению управлять своими желаниями и формировать стремление пополнять свои знания.

   По мнению Ульянова, качество обучения прямо обусловлено качеством уроков; а качество уроков зависит прежде всего от личности учителя. Он придавал большое значение воспитательному влиянию учителя, его умению поддерживать внимание на уроках, организовывать работу с учебниками, картой, наглядными пособиями. Много внимания Ульянов уделял и вопросам школьной дисциплины. Он также проводил идею трудового обучения и воспитания; был инициатором и руководителем учительских съездов, организатором различных мероприятий в области педагогического образования; выступал за применение психологических методов в педагогике.

   «За отлично-усердную службу» Ульянов был награждён орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 3-й степени, а также получил потомственное дворянство.

   24 (12) января 1886 года Илья Николаевич Ульянов умер от кровоизлияния в мозг. Он был похоронен в Симбирске (ныне — Ульяновск) на кладбище Покровского монастыря.

Иван Яковлев

   Иван Яковлевич Яковлев - талантливый чувашский педагог и просветитель, выдающийся борец за подъем культуры родного народа. Иван Яковлевич родился 13 (25) апреля 1848 года в чувашской деревне Кошки-Новотимбаево Бюргановского приказа Жуковского прихода Буинского уезда Симбирской губернии. Сегодня это село входит в состав Тетюшского района Республики Татарстан.

   Выходец из бедной крестьянской семьи, он рано лишился родителей. 8-летний Иван, вопреки желанию опекуна, был определен на учебу в удельное училище в село Старые Бурундуки Буинского уезда, в 1860 году успешно закончил его и в то же время был переведен в землемерно-таксаторский класс Симбирской мужской гимназии.

   По службе ему пришлось побывать не только в Симбирской, но и в Казанской, и Самарской губерниях. Он встречался с представителями многих национальностей, познакомился с нравами и обычаями разных людей.

   По окончании учебы около четырех лет работал сельским мерщиком в деревнях Симбирской, Казанской и Самарской губерний. В юноше Яковлеве горели искренняя любовь к своему народу, страстное желание заняться его просвещением. У него появилась мечта - поднять культурный уровень чувашского населения. Иван Яковлев поступил в пятый класс Симбирской классической гимназии. Окончив гимназию с золотой медалью, в 1870 году Яковлев поступает в Казанский университет.

   У Яковлева сложилось убеждение, что просвещение и приобщение чувашей к знаниям и культуре возможно только через школы и людей, вышедших из их среды. Он активно принимается за организацию первой чувашской школы. Первым учеником Яковлева стал Алексей Рекеев и сверстник Иванов, приехавший в Симбирск в ноябре 1868 года. Через год туда приехали еще двое его друзей - Кашкаров и Исаев. Все они поселились вместе на квартире у Яковлева и содержались на средства, зарабатываемые Иваном Яковлевичем на частных уроках.

   Так было положено начало Симбирской чувашской учительской школе. Впоследствии первая в истории чувашского народа национальная школа росла и развивалась, завоевав в народе огромную популярность. В 1870 году Иван Яковлевич Яковлев первым из чувашей поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. Под влиянием передовых преподавателей университета у Ивана Яковлевича сложились возвышенные гуманистические идеалы, пробудились гражданские чувства, возник глубокий интерес к свободолюбивой литературе, что во многом определило его дальнейший жизненный путь, побудило отдать все свои силы и знания служению родному, чувашскому, а также татарскому, марийскому и другим народам Поволжья и Урала.

   В 1875 году Иван Яковлевич был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили и учебные заведения Симбирской, Саратовской, Астраханской и Вятской губернии. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивных общественных деятелей и коллег, Иван Яковлев осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузнецу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья и Урала; учительствовал, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением; разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе.

   В 1890 году школа была преобразована в Симбирскую чувашскую учительскую школу, вскоре ставшую не толь центром обучения чуваш, но и "источником возрождения всей чувашской культуры". В последующие годы Иван Яковлевич открыл десятки училищ для чувашских, татарских, мордовских детей из разных уголков Поволжья и Урала.

   Иван Яковлев внес большой вклад в развитие чувашской письменности и литературы. С его именем связано создание оригинального алфавита, на основе которого им был издан букварь для чувашских школ. С появлением алфавита появились возможности для развития письменности, издания оригинальных и переводных произведений. Яковлев - автор не только первых букварей, но и других учебников для обучающихся на родном языке. Изданные им книги чуваши приняли с глубокой благодарностью.

   Он также был собирателем и исследователем произведений устного народного творчества чувашского народа. Иван Яковлевич был верующим, выступал за распространение христианства среди чувашей. Был убежден, что вовлечение их в христианство способствует привитию им более высокой русско-христианской культуры, сохранению их как народности. Поэтому в деятельности его школы занимало значительное место религиозно-нравственное воспитание. В этих целях им переведены на чувашский язык библия, евангелие, псалтырь и многие другие религиозные книги.

   За полвека своего существования Симбирская школа подготовила тысячи учителей, в последние годы число обучающихся в ней доходило до 350 человек. Осенью 1919 года Иван Яковлевич Яковлев вышел на пенсию, в 1922 году переехал жить в Москву. Ушел из жизни в 1930 году в возрасте 82 года.

   Имя симбирского просветителя носит Чувашский государственный педагогический институт, где под руководством профессора Н.Г. Краснова создан музей, всесторонне отражающий жизнь и деятельность Ивана Яковлевича. Его имя присвоено также Аликовской и Бичуринской средним школам. В столице республики - Чебоксарах сооружен памятник И.Я. Яковлеву. 1 октября 2006 года в Ульяновске на углу улиц 12 сентября и Льва Толстого установили памятник Ивану Яковлеву.

   Для подготовки статьи использовались материалы официального сайта Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, а также Официального портала органов власти Чувашской Республики