После ряда жалоб на работу общественного транспорта губернатор Ульяновской области Сергей Морозов пригрозил недобросовестным частным перевозчикам заменить их на государственный транспорт. Во что может вылиться реализация этой угрозы для простых жителей региона читайте в нашем материале.

   По информации ИА «Медиа73», губернатор Морозов выступил с заявлением о намерении разобраться с проблемами в работе общественного транспорта региона. «Ежегодно мы поэтапно обновляем трамваи и автобусы, в планах - закупка троллейбусов. Но люди не смогут почувствовать себя комфортно, пока есть сбои в графиках и на маршрутах, пока жители подолгу ждут транспорт. Это никуда не годится. Ответственные чиновники должны оперативно разбирать все самые острые жалобы и реагировать на них. Я не вижу сейчас четко отлаженной работы по этому направлению. Эту чиновничью глухоту надо лечить. Если нужны более жесткие меры, давайте их применять, жду предложений. Например, если частный перевозчик не хочет работать честно, то нужно прощаться с ним, заменять на государственный транспорт. Но проблему, которая мучает людей, надо решить», – сказал глава региона.

   Безусловно, в сложившейся ситуации есть вина и недобросовестных перевозчиков, который год работающих не по графику, а так, как им вздумается. Виноваты и чиновники, которые должны контролировать работу этих перевозчиков и вовремя реагировать на жалобы, причем не стандартными отписками в стиле «мы проверили — все хорошо», чем грешили работники Комитета дорожного хозяйства и благоустройства во времена руководства Игоря Бычкова.

   Однако, для того чтобы отобрать у частного перевозчика лицензию и заменить его на государственный транспорт, требуется чтобы этот государственный транспорт сначала был. Иначе все закончится ровно на том месте, где с перевозчиком попрощаются.

   Для примера можно рассмотреть историю маршрута №39, ранее успешно курсировавшего от улицы Отрадной до Гончарова. С самого появления маршрут был очень востребован жителями улиц Хо Ши Мина, Шолмова, Отрадной, и вообще всего микрорайона Свияга. Более того, это был единственный маршрут, на котором можно было добраться с улицы Шолмова до Западного бульвара от которого оставалось буквально пара шагов до МСЧ УАЗ. Также это был единственный способ доехать до проходной завода «Утес» в течение дня и в выходные, так как 20 автобус, на котором тоже можно добраться до улицы Крымова с улицы Шолмова, делает два рейса с 6 до 7:30 утром и два рейса с 15 до 16:30 вечером.

   С того момента как 39 маршрут закрыли, жители улиц Отрадной и Хо Ши Мина вынуждены ходить до улицы Камышинской, пробираясь зимой по нечищеным тротуарам и заваленным снегом дворам.

   В качестве альтернативы закрытому маршруту власти не предложили ничего. Примерно такая же ситуация сложилась вокруг закрытых маршрутов №32 и №33.

   О какой замене частных маршруток государственными автобусами можно говорить, если государственных автобусов не хватает даже для того, чтобы полноценно обеспечить подвижным составом существующие маршруты?

   В соседнем от нас Тольятти, который, на минуточку, имеет статус в Самарской области примерно равный Новоульяновску или Димитровграду в Ульяновской области, на муниципальном автобусе можно уехать куда угодно с 6 утра и до 12 ночи. И ходят эти автобусы с завидной регулярностью. Да, иногда даже пустые, но ходят, потому что мало ли кому и когда понадобится куда-то уехать. У нас же даже в маршрутку сесть после 19 часов — нетривиальная задача.

   Отдельного внимания заслуживают приоритеты властей в отношении обновления подвижного состава общественного транспорта региона. Так, в 2020 году было закуплено 29 новых трамваев «Львенок», стоимость контракта составила 1 миллиард 360 миллионов рублей. Даже если оставить в стороне вопрос о нужности электротранспорта в целом и трамваев в частности, вопросы вызывает целесообразность такой закупки. Трамваи в нашем регионе ходят только в городе Ульяновске. И только в правобережной его части. Возможно стоило бы потратить эти деньги на закупку автобусов, которые могут ездить по всему региону, а не только там, где проложены рельсы?

   На 1,36 миллиарда рублей можно было закупить 100 нормальных автобусов. Нормальных, длинных, больших, низкопольных ЛиАЗов. С тремя дверями и возможностью перевозки инвалидных и детских колясок. Этого количества хватило бы на то, чтобы удовлетворить потребность Ульяновской области в городском транспорте полностью. Можно было бы говорить о замене части маршрутных такси муниципальными автобусами, что позволило бы разгрузить дороги областного центра.

   Мелкими синими СимАЗами на эти деньги вообще можно было просто завалить регион, и каждого гражданина возить на персональном автобусе.

   С появлением нормально работающей системы общественного транспорта решилась бы проблема с повышением тарифов на такси. Муниципальный транспорт смог бы создать конкуренцию частным перевозчикам, что заставило бы их снизить тарифы для того чтобы не терять клиентов. Рынок способен сам себя регулировать, особенно если ему не мешать, а помогать.

   Ну а трамваями, как престижным видом транспорта, символом города и радостью урбанистов, следовало бы заниматься по остаточному принципу, после удовлетворения первоочередных нужд жителей области в общественном транспорте.

   Сейчас же, когда ситуация накалена до предела, отнимать у системы общественного транспорта «костыли» в виде частных маршрутных такси — смерти подобно. Без нормально выстроенной системы муниципального транспорта единственное к чему приведут драконовские запретительные меры — транспортный коллапс.