15 ноября Губернатор Ульяновской области объявил о создании регионального «Агентства здорового и социального питания», к задачам которого относится развитие здорового социального питания в регионе, поддержка наших производителей, модернизация всей системы социального питания. Руководителем агентства был назначен Алексей Волков, с которым мы и поговорили о работе новой структуры.
— Агентство здорового и социального питания Ульяновской области создано недавно. Чем именно оно будет заниматься?
— Наша главная задача — обеспечение здорового социального питания в регионе. Причем это касается не только школ или больниц. Речь именно о полноценной региональной политики по обеспечению здоровым питанием всего населения. Именно такую задачу поставил перед Агентством Сергей Иванович Морозов 15 ноября на всероссийской конференции, где объявил о создании Агентства. Это и питание в социальных учреждениях, в ВУЗах, на предприятиях, вообще культура питания людей дома в том числе, и через поддержку наших производителей. Это целый комплекс задач – техническая модернизация системы социального питания, пропаганда здорового питания, подготовка кадров, совершенствование нормативной базы. И, конечно, база здорового питания - развитие агропромышленного комплекса региона для увеличения доли местных качественных продуктов. Причем, это не только вопрос поддержки крупных производителей. Например, сейчас по поручению губернатора мы прорабатываем вопрос поддержки школьного садоводства в сельских районах. У многих учебных заведений есть хорошие яблочные сады, и они готовы их развивать. Мы уже проговорили с нашими операторами питания этот вопрос, они готовы закупать яблоки у школ. Причем, на условиях авансирования будущего урожая. Это двойная польза: увеличится доля местных производителей в социальном питании; кроме этого, в процесс будут вовлечены сами школьники.
— Здоровое питание — это еще и борьба с популярным сегодня у детей, да и в целом у населения, фастфудом…
— Да, здесь нужна целая программа пропаганды здорового питания. Начинать, конечно, нужно еще с детских садов и школ. Именно там можно не только приучить детей питаться правильно, но еще и изменить их мышление, чтобы ребенок понимал, какие продукты полезные, а какие вредные, и использовал эти знания вне школы, дома. Но, конечно, нужна работа и со взрослым населением. Даже если дети будут правильно питаться в школе, а дома будут есть не совсем здоровую еду, то об улучшении здоровья населения говорить просто бессмысленно. Пропаганда здорового питания не ограничивается школами, это целенаправленная комплексная работа со всеми жителями региона, которая, надеюсь, даст эффект. Для этой работы мы будем подключать и ведущие российские ВУЗы, специализирующиеся на правильно питании. К примеру, в состав наблюдательного совета Агентства вошли ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского Валентина Иванова, директор Института управления образования РАО Сергей Неустроев, их ВУЗы будут активно включаться в эту работу.
- Вчера вы принимали участие в заседании комитета по образованию Государственной Думы, где обсуждались законопроекты, направленные на обеспечение школьников здоровым питанием. Можете рассказать подробнее?
- На заседании комитета по образованию рассмотрели поправки в два закона: «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и в статью 37 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Главная цель нововведений — кардинально улучшить ситуацию с обеспечением детей горячим питанием в школах. Я напомню, что 14-15 ноября в Ульяновске прошла всероссийская конференция по вопросам школьного питания, где обсуждались вопросы школьного питания, в том числе и этот законопроект. Мы много общались с федеральными экспертами, представителями комитета по образованию Государственной
Думы по этому вопросу, им понравились наши подходы и предложения по законопроекту, идея пока единственного в стране Агентства, которую предложил Сергей Иванович Морозов для развития системы здорового социального питания. Поэтому меня и пригласили в качестве эксперта и руководителя «Агентства здорового и социального питания» на заседание комитета.
Из важного — законопроект, наконец-то, вводит понятие «здоровое питание», «принципы здорового питания». Пока эти определения нормативно в российском законодательстве нигде не закреплены, хотя о них говорят все. Вместе с этим вводятся и определенные требования к здоровому питания, к качеству используемых продуктов - что они не должны содержать, как и кто должен их утилизировать, если качество признано ненадлежащим и так далее.
— В каком формате проходило обсуждение? Были ли споры?
— После первого чтения законопроекта в комитет было направлено более 50 поправок, это лишний раз подтверждает важность закона и необходимость обеспечения школьников здоровым питанием. Ряд поправок, основанных на нашем региональном опыте, направили и мы. Они касались возможности регионов устанавливать свои рационы и меню, увеличения роли родителей при организации питания, различных мер соцподдержки, механизмов компенсации и так далее. По каждой поправке были достаточно горячие споры и обсуждения. Депутаты отметили, что предложены интересные и правильные механизмы, некоторые из них уже были приняты, по другим работа будет продолжаться.
— Какие еще ключевые моменты вы бы отметили?
— Законопроект предлагает ввести во всех школах обязательное горячее питания для учеников начальной школы за счет бюджета. Инициатива, безусловно, правильная. Но и этот момент тоже вызвал много споров, прежде всего, в части сроков вступления закона в силу. Дело в том, что если закон примут до нового года, он вступит в силу в марте 2020-го. Это значит, что все регионы будут обязаны обеспечить бесплатными горячими обедами всех школьников 1-4 классов. Это потребует большого объема дополнительных средств - по предварительным подсчетам, в Ульяновской области для этого нужно будет выделить дополнительно около 500 миллионов рублей ежегодно. Минфин ясно дал понять, что более чем 30 регионам будет очень сложно обеспечить бесплатным питанием детей в предлагаемые сроки без софинансирования из федерального бюджета. Но бюджеты, как региональные, так и федеральные, на будущий год уже приняты; компенсация на питание заложена только для льготных категорий детей. Придется как-то изыскивать средства, урезать другие статьи расходов. Думаю, этот вопрос еще будет обсуждаться, окончательное решение не принято.
— Какие вопросы еще затронули на заседании комитета в Госдуме?
— Долго обсуждалась поправка, касающаяся маркировки и идентификации продуктов детского питания (оно предназначено для детей до 18 лет). Инициатива предложена для повышения качества и отслеживаемости продукции от производителя и до потребителя. Мнения насчет введения маркировки разделились. Главный минус этого нововведения — повышение стоимости продукции. Дополнительные расходы (на закупку оборудования для маркировки и так далее) только для молочной отрасли составят 45 миллиардов рублей. Во многих регионах продукты для детского питания поставляют КФХ, а для них это будет серьезная финансовая нагрузка. В России уже действует федеральная государственная информационная система «Меркурий». Она понятная, прозрачная, защищает от контрафакта, от нее есть эффект. А с маркировкой вопрос спорный. Поэтому ее введение, скорее всего, пока отложат.