С началом осени водителей такси ожидает реформа – вступят в силу основные положения 580-ФЗ. Что новый закон изменит в транспортной отрасли и как малому бизнесу подготовиться к нововведениям – в материале Рупор73.
Кто сможет работать в такси
У тех, кто хочет работать в такси, появятся три варианта официального оформления на выбор: работать по найму, заключив трудовой договор; зарегистрировать ИП или стать самозанятым.
Новый закон разрешает самозанятым работать в сфере легковых перевозок. Для них будут действовать те же правила, что и для других таксистов: ИП или сотрудников компаний-перевозчиков.
Есть одно исключение — у самозанятого должен быть договор с одной из служб заказа такси, так как, в отличие от ИП, он не может заниматься перевозками сам по себе.
Водитель в статусе ИП, как и ранее, может работать либо на себя, либо на службу заказа, заключив с ней договор.
ИП и самозанятые могут устанавливать свои тарифы на перевозку, сотрудничая со службами заказа. Новый закон не ограничивает это право, но по факту такой подход — редкость. Устоявшаяся практика — принимать ценовую политику службы.
Для получения разрешения на работу в такси понадобится собрать пакет документов, включающий медспраку об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем, права категории «В» и водительский стаж от трёх лет, справку об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные статьёй 328.1 ТК РФ, выписку из реестра такси (сведения об автомобиле), для самозанятых — договор со службой заказа такси.
Кроме этого, нужно будет пройти аттестацию: водители должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения в населённом пункте, где будут работать.
Если служба заказа будет сотрудничать с водителями без разрешений, её могут заблокировать в интернете. Такая мера будет применяться за передачу более 10 заказов нелегальным водителям в течение месяца.
Кого не возьмут в такси
К перевозкам пассажиров не допустят:
Водителей с непогашенной или неснятой судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабёж, разбой, похищение и прочее (ст. 328.1 ТК РФ).
Водителей, у которых более трёх неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки.
Водителей, которых лишали водительских прав или подвергали аресту за нарушение ПДД более одного раза за год.
Водителей, которые не прошли аттестацию.
Как и ранее, водители такси, должны работать в пределах региона, где получили разрешение на перевозку.
Лимит на продолжительность работы
Таксистам с 1 сентября будет запрещено работать более 12 часов в сутки. Соответствующие изменения были внесены в ТК РФ. Отмечается, что при суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневного рабочего времени физического лица не должна превышать десяти часов. При этом разрешается продлить рабочее время не более чем на два часа с целью завершения заказа.
Кроме того, если водитель уже отработал положенное количество часов, он не сможет взять новый заказ через агрегатор. Эти меры направлены на обеспечение безопасности пассажиров и улучшение условий труда для таксистов. Они позволят сократить количество случаев переутомления водителей и повысить качество услуг такси.
Требования к автомобилям
Закон позволяет региональным властям установить следующие требования к внешнему виду такси: жёлтый цвет кузова, цветографический знак — «шашечки» — на боку, оранжевый фонарь на крыше.
Требования должны быть прописаны в постановлении. Если такого постановления в конкретном регионе нет, таксисты могут не беспокоиться о внешнем виде авто.
Пока что не придётся менять цвет и другие параметры машины тем, кто получил разрешение на перевозку до вступления закона в силу. Преобразования коснутся их при оформлении нового документа.
Водитель может рассчитывать стоимость поездки в зависимости от тарифа, расстояния и времени с помощью таксометра. Наличие таксометра не является обязательным, надо ли его устанавливать — таксисты будут решать сами.
На что увеличатся расходы перевозчиков
580-ФЗ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Он в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов. ИП и самозанятым придётся приобретать его самостоятельно.
Службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.
Новой закон подчёркивает, что все таксисы, как и прежде, обязаны проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. ИП и самозанятые водители возьмут на себя расходы за организацию этих процессов.
Где будет храниться информация о водителях
Информация о таксистах, компаниях-перевозчиках и службах такси будет поступать в специальные реестры, которые введут после 1 сентября 2023 года. В каждом регионе их будет три: это реестр перевозчиков, реестр автомобилей такси и реестр служб заказа такси.
Службы заказа такси вправе передавать водителю заказы, если сведения о нём есть в реестре перевозчиков и реестре такси и не ограничивают его профессиональную деятельность. Проверять водителей по реестрам службы заказа должны ежедневно.
Номер записи в реестре перевозчиков все таксисты будут размещать в салоне автомобиля. Кроме того, в салоне должны быть: информация о самом водителе и компании-перевозчике, срок действия и номер разрешения на перевозку, а также контактный номер для жалоб и прочее.