18 сентября этого года состоятся выборы губернатора Ульяновской области. Нынешний глава региона Сергей Морозов на своём посту уже давно – он вступил в должность в начале 2005-ого. Ульяновск, только что вылезший из пучины кошмарных 90-х, по большей части  искренне радовался приходу нового руководителя. «Бывший милиционер, служил на Тихоокеанском флоте, работал и слесарем и водителем – уж такой-то человек нас точно в беде не оставит», - думали тогда ульяновцы. Амбициозный и молодой политик сразу же принялся за дело, ибо дел у него в тот период было невпроворот. За 11 лет многое ему удалось, но у эпохи Морозова есть и немало минусов.

Плюсы

   Промышленность

   Нельзя сказать, что Сергей Морозов сам лично «подымал с колен» всю промышленность в области - это и не входит в прямые обязанности губернатора. Другое дело, что он смог найти эффективные решения, подобрать нужных руководителей, найти финансирование на конкретные направления. Сейчас многие промышленные производства региона продают свою продукцию даже за рубежом. Скептики, конечно, могут возразить, что все эти достижения – заслуга исключительно персонала и руководства предприятий. Однако отрицать ведущую роль главы региона в многолетнем процессе реконструкции промышленности, по меньшей мере, глупо.

   Удалось вдохнуть жизнь в важнейшие для области предприятия. Например, на региональном авиагиганте «Авиастар-СП» в 2007-2008 годах там провели масштабную модернизацию, заменили оборудование и т.д. Сейчас предприятие входит в Объединенную авиастроительную корпорацию и имеет внушительные оборонные заказы на производство Ил-76МД-90А. Кроме того, во время правления Морозова построили и другое авиационное производство – «АэроКомпозит». Сейчас на нем создают важные компоненты для совершенно нового отечественного и перспективного лайнера МС-21.

   При Морозове также реанимировали и завод «Искра». Теперь это «Научно-производственное предприятие «Завод Искра». После долгих лет забвения и разрухи на заводе наконец-то начали производить микросхемы для радиоэлектронной аппаратуры, вычислительной техники, средств связи и многого другого.

   Крупный бизнес

   Морозов буквально открыл двери для крупного международного бизнеса в Ульяновскую область. В регион «заехали» и китайцы со своим производством автобусов и грузовиков Baw-Rus Motor Corporation, и пивовары из британского SABMiller, и немцы из Henkel Group, продающие строительные смеси. Особой гордостью Морозова стали шаги к возрождению станкостроительной отрасли в Ульяновске – немецко-японская компания DMG MORI построила в городе завод по изготовлению высокоточных станков с ЧПУ. Конечно, это не сравнимо с советским промышленным гигантом УЗТС, однако достижение, без сомнения, серьезное.

   Морозов умеет договариваться и налаживать контакты с бизнесом – в этом ему не откажешь. При всей его экспрессии и импульсивности, глава региона умеет поддерживать серьёзные отношения и исполнять свои обязательства. Даже пресловутые санкции не смогли помешать Морозову внедрять в регионе европейский бизнес. Кроме того, он умеет притягивать выгодные контракты не только с запада, но и с востока. Например, китайцы недавно обещали вложить 500 млн долларов в новый перспективный цемзавод в Теренгульском районе.

   Безопасность

   После прихода Морозова улицы Ульяновска стали безопасней. Само собой, это не случилось в один день, но несколько лет правления нынешнего главы региона заставили горожан забыть о бравых парнях в «черных шапочках» и спортивных костюмах и громких бандитских разборках. Если раньше никто даже подумать не мог, о том, чтобы «светить» обычный мобильный телефон в общественном транспорте или на улице, то теперь даже по легендарной Киндяковке или Пескам спокойно разгуливает молодежь, тыкая в экраны своих айфонов. Правда, нельзя сказать, что преступность в области совсем исчезла.

   Конечно, совсем искоренить преступность Морозову не удалось – громкие преступления происходят в области нередко. Но, по всей видимости, он, как бывший сотрудник МВД, прекрасно понимает, как работают правоохранительные органы. Понимает, как с ними нужно сотрудничать и в какие темы лучше не лезть. Именно при Морозове в регионе повсеместно начали внедряться камеры видеонаблюдения на дорогах и в общественных местах. Их нельзя назвать панацеей от преступности, однако с их помощью уже пресечено множество нарушений закона и поймано немало преступников.

   Строительство

   Строительный сектор экономики – пожалуй, наиболее наглядный пример эффективного управления Морозова. Торговые центры, новые дома, районы, элементы инфраструктуры – всё это опутало гигантской сетью областной центр и весь регион. Конечно, нельзя сказать, что многочисленные строения архитектурно выполнены в едином стиле и создали неповторимый и уникальный образ города.  Однако с точки зрения функциональности эти объекты весьма удобны.

   Например, теперь никто и представить себе не может Засвияжье без гигантского, по провинциальным меркам, торгово-развлекательного  комплекса «Аквамолл», Спасо-Вознесенского кафедрального собора на улице 12 сентября, «Ленты» в Заволжье. А уж перечислять многочисленные новые жилые дома и даже целые микрорайоны, возведенные за этот срок, просто нет смысла – город постоянно растет, и это видят все.

   Сельское хозяйство

   Сельское хозяйство области после перестройки и лихих 90-х находилось буквально в коме. Люди уезжали из деревень, оставшиеся – спивались. Поля зарастали сорняком, техника ржавела. Однако за время правления Морозова этот сектор экономики удалось восстановить.

   Аграрный сектор региона возрождался из бывших колхозов и совхозов. Крестьянско-фермерские хозяйства во многих районах стали своеобразными локомотивам. Туда устраиваются множество местных жителей, те, кто не уехал из села в 90-е, наконец, увидели перспективу и возможность нормально зарабатывать у себя дома. Конечно, множество деревень региона и по сей день остаются в глубокой депрессии и забытьи, но всё же при Морозове ситуация в целом начала выправляться.

   Теперь, как и в былые времена, в районах занимаются птицеводством, свиноводством, а к 2011 году регион собрал рекордное количество зерна – 1,4 млн тонн. Это было на 40% больше потребности всей области. Например, в октябре того же года несколько тыс. тонн фуражного ячменя отправили аж в далекий Иран.

Минусы

   Дороги

   Морозов действительно во многом преуспел. Однако некоторые важные направления были вчистую провалены им и его подчиненными. К примеру, дороги в Ульяновске и области просто ужасны. Чудовищные ямы, провалы огромных размеров и многочисленные колдобины усеяли буквально все дорожные покрытия города и районов. Состояние асфальта повергает в шок даже столичных специалистов Общероссийского народного фронта. В прошлом году они назвали город «испытательным полигоном для внедорожников». А в этом году дороги Ульяновска признали худшими наряду с дорогами Якутска и Петропавловска-Камчатского.

   Давние подчиненные Морозова – нынешний главный «дорожник» области Андрей Тюрин и глава департамента дорог Сергей Холтобин – регулярно «подводят под монастырь» главу региона. Надо отметить, что срывы сроков ремонта дорог и ужасное качество асфальта всегда были «визитной карточкой» эпохи Морозова. И все показные порки дорожников, по сути, не приводили в итоге ни к чему. Видимо, не боятся они гнева главы региона.

   Малый бизнес

   Как говорил философ Александр Зиновьев, «наши недостатки суть продолжение наших достоинств». Этот тезис вполне применим и к ситуации в Ульяновской области. Несмотря на то, что крупный бизнес в регионе чувствует себя превосходно, всевозможный малый бизнес практически предоставлен сам себе. Особенно это заметно в самом Ульяновске: бесчисленное количество индивидуальных предпринимателей разорилось за эти неполные два десятилетия, причем «прогорали» как и представители ресторанного бизнеса, так и владельцы парикмахерских, ларёчники  и другие коммерческие предприятия. Ульяновск так и не смог стать Меккой для такого рода деятельности.  Единственный малый бизнес, который цветет буйным цветом в областном центре — разного рода закусочные, рюмочные и «разливушки».

  Несмотря на самые разные корпорации, департаменты и управления по развитию предпринимательства, многочисленные схемы кредитования предпринимателей и разнообразные меры поддержки, разработанные правительством области, малый бизнес по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Многие просто-напросто не выдерживают конкуренции с крупными торговыми сетями, а некоторые, успешно дойдя до одного уровня, не расширяются дальше и постепенно исчезают. Всё это больше напоминает броуновское движение, чем чёткую и ясную схему работы с одним из важных направлений региональной экономики.

   Нелепый пиар

   Сам Морозов издавна отличался от своих «коллег по цеху» - губернаторов экстравагантностью, страстью к громким заявлениям и амбициозными проектами. Однако, по всей видимости, это довольно плохо сказалось на его многих его подчинённых. К примеру, нынешний сити-менеджер Ульяновска Алексей Гаев славится своими нелепыми пиар-акциями. То чиновник разъезжает по ночному городу, якобы контролируя деятельность «дорожников» и «внезапно» попадает в соцсети, то колесит по выходным со своей «волшебной» лопатой по городу, «обучая» рабочих правильной укладке асфальта.

   Возможно, Гаев и остальные чиновники увидели в Морозове пример для подражания, однако их потуги изобразить из себя управленческих гениев не привели ни к чему хорошему. Больше того,  они выставили на всеобщее обозрение именно самые провальные направления своей деятельности. Благодаря этому выяснилось, что глава горадминистрации - откровенный врун. Он нагло врал депутатам Гордумы о том, что в Ульяновске якобы отремонтированы все дороги высшей, первой, второй и третьей категорий.

   Сфера ЖКХ

   Жилищно-коммунальное хозяйство в области тоже оставляет желать лучшего. И даже если оставить в стороне многочисленную армию граждан, которых нужно срочно переселять из аварийных домов по всему региону, то других причин у чиновников от ЖКХ хвататься за голову навалом. В прошлом году без воды почти целый месяц (!) сидел посёлок Цемзавод в Сенгилеевском районе. Что касается Ульяновска, то здесь и вовсе царит неразбериха и хаос в сфере ЖКХ. Чего стоит, например, недавний рейдерский захват ТСЖ «Репино». А в попытках передела коммунального хозяйства замешаны видные депутаты городской думы.

   Буквально на прошлой неделе правительство области покинул замминистра ЖКХ, строительства и транспорта Сергей Носков, ответственный за «коммуналку». Совсем недавно глава региона грозил ему увольнением. Наверно, это можно назвать положительным моментом, поскольку чиновник был замешан в «мутных» аукционах на капремонт жилых домов и установку лифтов. Кроме того, областная прокуратура не обошла вниманием Носкова – он игнорировал обращение местного жителя, за что поплатился штрафом. Вывод из всего этого один – сферу ЖКХ региона постоянно трясет и лихорадит, ответственные лица далеко не всегда способны справиться с кризисными ситуациями, а страдают из-за этого простые граждане.

   Внутренняя политика

   Морозов в последнее время начал терять еще одно важное направление. Во внутриобластной политике вот уже несколько месяцев наблюдаются очевидные провалы. Причем чаще всего эти самые провалы допускают близкие сторонники самого губернатора.

   Отличный пример - скандал с «музыкой в ЗСО», который вызвал широкий общественный резонанс и даже вышел на федеральный уровень. Тогда в облпарламенте намеренно «заткнули» коммуниста Алексея Куринного: в то время, когда он пытался высказаться, включили песню «И вновь продолжается бой». Кроме того, множество депутатов вокруг тут же принялись хохотать, по всей видимости, думая, что «шутка» действительно очень забавная. Расхлёбывать последствия пришлось самому Морозову - он публично извинился за этот инцидент перед председателем ЦК КПРФ Геннадием Зюгановым.

   Весенние оползни в этом году оставили от грузовой «восьмерки», важнейшей автодороги, соединяющей разные берега Ульяновска, одни воспоминания. Само собой, что встревоженные жители близлежащих домов не могли не отреагировать на это. Одно из собраний граждан превратилось в стихийный митинг, который возглавил всё тот же Куринный. И никто из присутствовавших городских чиновников, включая главу администрации Гаева, не смог утихомирить разгневанных людей. Тогда Куринный смог получить массу сторонников, а Морозов, что называется, потерял очки.

   Ещё одна «подстава» губернатору прогремела на всю страну. В мае этого года депутат ЗСО, «хохотушка» Алсу Балакишиева, попалась на взятке в 500 тыс. рублей. Причем взяли её сотрудники ульяновского ФСБ и СУ СК. Ярая сторонница Морозова, рассказывающая всем о том, какой губернатор хороший, попалась на взятке в особо крупном размере. Само собой, это очень сильно ударило по имиджу врио губернатора и подорвало доверие общества к нему.

   В целом, правление Морозова для Ульяновской области обернулось множеством как положительных, так и отрицательных моментов. Случались как яркие победы, так и обидные поражения. Причем последние происходили часто даже не по вине самого губернатора, а по вине его подчиненных, которые провалили доверенные им направления и отрасли.