Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов всегда славился своими неоднозначными идеями и инициативами. Одной из них стало создание Кодекса этики региональных чиновников, экземпляр которого каждый из госслужащих должен получить при устройстве на работу, а после — выучить на зубок. Рупор73 ознакомился с Кодексом и с удивлением выписал лучшие его положения.

Структура Кодекса

   В общей сложности Кодекс этики чиновников, размещенный на сайте Правительства региона, включает 7 параграфов, каждый из которых посвящен той или иной теме. Мы опустили технические, а также те пункты, в которых нет никакой «изюминки», и оставили только «вкусную» выжимку.

   Каждый житель Ульяновской области с удивлением обнаружит здесь такие правила, соблюдение которых уже давно перестало быть нормой не только среди рядовых чиновников, но зачастую и среди больших начальников. Итак. Из избранного.



Первые параграфы

   Первый параграф как раз посвящен тому, что представляет собой Кодекс. В нем вы не найдете никакой полезной или интересной информации. Вторая часть в целом описывает принципы профессиональной этики чиновного люда. Среди них особенно выделяются такие, как «преемственность», «открытость к диалогу» и «инициативность».

   Только подумайте, с каким усердием глава региона Сергей Морозов, сам того не подозревая, все годы своего губернаторства подавал пример служащим ровно по этим принципам: выдумывал новые подходы к управлению областью и страной (яркий пример инициативности), пересаживал с места на место одних и тех чиновников (ну чем не преемственность) и, главное, буквально несколько дней назад проявил чудеса коммуникабельности, выхватив из рук незнакомого человека телефон (открыт к диалогу).

   Третий параграф Кодекса называется «Основные правила профессиональной этики сотрудников». Он в высокопарных словах описывает долг чиновника перед Родиной. В одном из пунктов даже говорится, что госслужащий должен «вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение людей к органам государственной власти». 



Парадоксальный параграф

   Рассмотрим третий параграф подробнее, даже и пристрастием. Многие его пункты заставляют серьезно задуматься об этичности. Например, положение о том, что чиновник не должен проявлять «подобострастия и пренебрежения к людям независимо от их служебного положения и социального статуса». Дикость, что такие вещи вообще надо где-то прописывать. 

   Также, согласно Кодексу этики, госслужащим нужно воздерживаться от покупки неоправданно дорогих служебных автомобилей, оргтехники, офисной мебели, от совершения служебных командировок с использованием неоправданно дорогих гостиниц (отелей) и чрезмерных представительских расходов. И с этим не поспоришь. Ведь одно дело покупать оправданно дорогие служебные автомобили, и совершенно иное - неоправданно. Все остальные излишества для личной жизни.

   Следующий пункт третьего параграфа Кодекса скорее напоминает постулат восточной философии: «Постоянно контролировать своё поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебное поведение». Можно обвинить нас в пристрастности, но на память сам собой пришел недавний диалог на аппаратном совещании в Правительстве.


   Также Кодекс предписывает чиновникам уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации, грамотно излагать свои мысли и (внимание!) «не допускать сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям». Иными словами, госслужащих как бы официально просят хотя бы не подчеркивать презрительного отношения к людям, по крайне мере скрывать его. Это само по себе уже не плохо, согласитесь.

   Важным пунктом в параграфе является следующий: придерживаться делового стиля в одежде, а также иметь аккуратный и опрятный внешний вид. Этой теме Рупор73 уже посвящал ряд публикаций, вызвавших резонанс. Здесь нужно сказать лишь одно: назвался груздем — полезай в кузов.

   Также Кодекс просит не допускать неконструктивной критики подчиненных и не ставить перед ними заведомо невыполнимых задач. Видимо таких, например, как улучшение экономики Ульяновской области. А если серьезно, то на эти пункты действительно часто нужно обращать внимание нашего пока еще действующего губернатора.



«Спасибо на хлеб не намажешь»

   Четвертый параграф Кодекса этики посвящен предотвращению коррупционных правонарушений. Самые первый подпункт говорит о том, что в органах власти должна быть атмосфера нетерпимости к коррупции. Хочется верить, что именно такая атмосфера укоренилась в коридорах Правительства.

   Итак, согласно параграфу №4 Кодекса этики, чиновникам запрещено... получать взятки. И если уголовный кодекс, который в целом тоже не велит им их получать, далеко не всегда удерживал их от соблазна, то, видимо, именно Кодекс этики призван поставить точку в самом явлении взяточничества. 

   Еще один пункт следует привести полностью и оставить без комментариев. Здесь они будут излишни: «[Чиновник не должен] использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного гражданского служащего Ульяновской области, если это не входит в его должностные обязанности». 

   Также 4-ый параграф не рекомендует госслужащим использовать полученную по работе информацию в личных целях, вступать в компрометирующие отношения с руководством и сотрудниками проверяющих организаций, а также использовать выражения, которые могут сложить о нем неправильное представление (в плане все тех же взяток). Вы не поверите, но примеры таких выражений даже приведены. Итак, если вы чиновник, то забудьте про такие обороты речи, как:
   «Вопрос решить трудно, но можно»;
   «Спасибо на хлеб не намажешь»;
   «Нужны более веские аргументы»;
   «Нужно обсудить параметры»;
   «Ну что делать будем?» и пр.

   Сложно представить, какой именно опыт заставил авторов Кодекса описать именно эти выражения. 

   Ну а 5-ый, 6-ой и 7-ой параграфы посвящены тому, какая ответственность ждет чиновника за несоблюдение положений этого документа. На бумаге вплоть до увольнения, между прочим. Хотя на деле, как мы знаем, даже откровенные фото чиновниц не стали поводом для каких-либо серьезных последствий. Не говоря уже про все остальное. Вот и получается, что Кодекс (какой-никакой) у нас есть, но соблюдать его, видимо, не обязательно. Все равно ведь это просто очередная инициатива губернатора.  

Фото с сайта kbkt24.ru

Видео youtube.ru (пользователь Виталий Ахмеров)