В некогда сильном и могучем Советском Союзе делали не только танки, трактора и ракеты, но и умную начинку для них. Микроэлектроника являлась одним из приоритетных направлений в промышленности. Ульяновск, как родина великого вождя и передовой промышленный город, никак не мог обойтись без производств, связанных с этим направлением. Но «Ульяновский центр микроэлектроники» так и не стал первым шагом к созданию «силиконовой долины» на берегах Волги.

Большие планы

   Для развития любого производства весьма желательно наличие сырья, причем источник должен находиться как можно ближе к фабрике или заводу. Так получилось, что совсем рядом с Ульяновском находится второе в мире по чистоте месторождение кварцевого песка. Поэтому Совет министров СССР в конце 80-х принял решение организовать в Ульяновске комплекс НИИ для развития микроэлектроники, средств автоматизации и прочих высокотехнологичных вещей.

   Работая в связке с механическим заводом, «Искрой» и УРЛЗ, ульяновский центр микроэлектроники должен был толкать вперед советскую науку и работать над современнейшими технологиями. Для достижения этих целей в УЦМ приглашали лучшие умы советской науки. Согласно планам, общий штат ученых, инженеров, техников, рабочих, служащих составлял около двадцати тысяч человек.

   Более того, при УЦМ была открыта аспирантура, и создан специализированный совет по присуждению ученой степени кандидата технических наук. В ульяновских университетах открылся ряд специальностей, по которым готовились специалисты исключительно для строящегося в Ульяновске гиганта микроэлектроники.

   К сожалению, идея о создании в Ульяновске самого передового в СССР научно-производственного комплекса, пришла в головы руководства страны очень поздно. Страны фактически не стало уже через пять лет после учреждения УЦМ. Агонизирующему государству оказалась не нужна микроэлектроника, и отрасль просто отмерла. Вместе с ней погибли и научно-производственные предприятия, в их числе был и УЦМ.

   Возможно, что если бы Советский Союз не развалился, то в Ульяновске производили бы компьютеры, средства связи, и прочую высокотехнологичную технику, на которых сейчас богатеют Сингапур и Тайвань. Но случилось то, что случилось, и УЦМ остался один на один с набирающей обороты рыночной экономикой.

Борьба за выживание

   Однако российские ученые не просто так не сдались. В течение лихих 90-х УЦМ выживал как мог. Распродавалось оборудование, опустевшие лаборатории, кабинеты и склады сдавались в аренду повылазившим изо всех углов новоявленным коммерсантам. Вырученные со всего этого деньги шли на зарплаты оставшегося научного персонала, коммунальные услуги и налоги. Государство, бросившее науку на произвол судьбы, продолжало их исправно взимать.

   Несмотря на все трудности, центр микроэлектроники дотянул до 2010 года. Тогда и был разработан план спасения, согласно которому на землях, принадлежащих УЦМ, должен был появиться так называемый «индустриальный парк». Правда, в ближайшем рассмотрении, «индустриальный парк» оказался обыкновенным жилым микрорайоном, и неизвестные «спасатели» всего лишь пожелали распродать землю под жилую застройку. С участком, на котором стоял старый скелет недостроенного когда-то «нового» здания ульяновского центра микроэлектроники, это провернуть удалось.

   Казалось бы, на этом историю о УЦМ, как о научном предприятии можно было бы закончить, если бы не дальнейшие события.

Надежда на спасение

   Помощь прибыла внезапно, причем со стороны государства. В 2012 году УЦМ вместе со всем уцелевшим имуществом передали госкорпорации «Ростех», которая тут же передала центр микроэлектроники концерну «Радиоэлектронные технологии». Сменился директор предприятия, и УЦМ снова должен был двигать науку вперед. Но финансовая ситуация не дала сбыться далеко идущим планам.

   Долгов к этому моменту у центра набралось изрядно. Тут и налоги, задолженность по которым с ростом земельного налога увеличилась в разы, и кредиты, которые организация брала для выплаты налогов и заработных плат. В попытках избавиться от долгов руководство центра микроэлектроники попыталось распродать находящиеся у них на балансе земли и квартиры, но сделать этого не удалось. А земельные участки и квартиры к тому времени уже были арестованы за неуплату земельного налога.

Смерть предприятия

   С 2014 года Федеральная налоговая служба начала бомбить суд исками о признании ОАО «УЦМ» банкротом. 3 августа 2015 года центр микроэлектроники признан банкротом, и в отношении его ввели процедура конкурсного производства. Мечты об Ульяновске, как о столице российской микроэлектроники, окончательно можно считать несбывшимися.

   Ситуация в которой одна госорганизация уничтожает другую — пугает сама по себе. Возможно, что в этот раз ФНС сыграла роль иммунитета в организме нашего государства, и уничтожила ненужное и больное предприятие. Но неужели не было возможности его «вылечить» и привести в порядок? Сейчас, несмотря на тяжелую финансовую ситуацию, нашему государству как никогда необходимы отрасли производящие интеллектуальные ценности - для ухода от сырьевой экономики. И УЦМ мог бы оказаться полезным в этой ситуации, он даже мог стать одним из элементом новой «силиконовой долины». Но, видимо, кому-то наверху лучше видно, где перспективы есть, а где их нет.