Мало кто помнит, но в свое время Ульяновский автомобильный завод был способен производить не только пластмассовые «Патриоты» и рассыпающиеся сразу по выходу за ворота завода «буханки». Московские институты и КБ завидовали умельцам с УАЗа, а культура производства на автозаводе была в целом выше, чем на том же ГАЗе или «ЗиЛ». Рупор вспоминает забытые «уазовские» проекты, с ужасом глядя на удручающую реальность автозавода.

   УАЗ тогда

   Во время Великой отечественной Войны, в 1941 году, московский ЗИС был эвакуирован в Ульяновск. Спустя полгода после перезапуска завод приступил к выпуску грузовиков ЗИС-5, а в 1944 году был перепрофилирован под производство ГАЗ-АА. После войны завод перешел на производство ГАЗ-69 и автомобилей собственной разработки, которые постепенно вытеснили «чужеродный» для ульяновского завода ГАЗ.

   Свои разработки

   Уже в 1966 году малотоннажный бортовой грузовичок УАЗ-452Д удостоили золотой медали ВДНХ. Но это далеко не единственный повод для гордости «автозаводцев». Множество испытательных поездок по всему Советскому Союзу, в которых новые модели УАЗа, такие, как УАЗ-469 и «буханка» УАЗ-452  показывали невероятные результаты. Такого успеха не ожидали даже конструкторы.  Однако УАЗ не собирался останавливаться на достигнутом, творческий поиск инженеров приводил к совершенно невероятным конструкциям.

   «Ягуар»

   В 80-е годы Ульяновский автозавод чуть не начал производить «Ягуары». Нет, речь идет не о знаменитой английской марке автомобилей, а о плавающем внедорожнике. Названиевполне символично, так как ягуар – единственный представитель семейства кошачьих, который не боится воды и вполне сносно плавает.

   Проект «Ягуар» разрабатывали как внедорожный транспорт, способный преодолевать водные преграды. Разработку начали в середине семидесятых, и к началу восьмидесятых автомобиль уже проходил ходовые испытания. Благодаря уникальной конструкции и качественному водному двигателю, автомобиль мог не просто преодолевать водные преграды. «Ягуар» умел отлично плавать, фактически заменяя собой, например, катер.  Он это доказал, пройдя во время испытаний путь от Ульяновска до Астрахани прямо по воде.

   Удивительные свойства автомобиля заинтересовали министерство обороны СССР. В 1983 году «Ягуар» приняли на вооружение Советской армии. На заводе в Ульяновске даже начали строить отдельный цех для производства «Ягуаров», но в дело вмешалась перестройка. Автомобиль стал почему-то не нужен, и его производство так и не стартовало. Единственный экземпляр и по сей день стоит в музее завода, напоминая о былом величии инженеров. До сих пор в мире нет аналогов этому автомобилю — его скорость на воде составляет 8-10 км/ч.

   Снегоход

   Вездеходный грузовичок УАЗ-452Д оказался настолько хорош, что завод решил закрепить успех и сделать его еще более проходимым. Несмотря на то, автомобиль сам по себе полноприводный и вполне неплохо справляется с российским бездорожьем, глубокий снег для него  - сильная помеха. Разрабатывать отдельный грузовик для глубокого снега уазовцы посчитали нецелесообразным, и пошли по пути наименьшего сопротивления.

   На заводе разработали специальное снегоходное шасси. Силами двух человек в течении часа обычный «головастик» превращается в настоящий снегоход. Пара специальных лыж и шасси Кегресса занимали немного места при хранении, были очень дешевы в производстве, и приносили немало пользы в самых глухих уголках необъятной родины. Головастик, оборудованный сезонным зимним гусеничным комплектом,  именовался УАЗ-451С.

   Неизвестно, возможна ли была установка шасси на другие модели УАЗов. Но, судя по фото и простоте конструкции, вполне реально было переоборудовать в снегоход и обычного «козлика».

   Электромобиль

   Крупные производители автомобилей начали задумываться и экспериментировать с электромобилями не так давно. В модельном ряде «Ниссана», «Тойоты» и «Форда» появляются модели, оборудованные гибридной силовой установкой, где ДВС соседствует с электродвигателем. Полностью электрическими на данный момент являются лишь некоторые мелкосерийные полукустарные автомобильчики, и детище Элона Маска «Тесла». Такая техника,  как правило, требует специальных электрических заправочных станций, их эксплуатация затруднена.

   А вот ульяновские инженеры придумали и сделали полностью электрический автомобиль еще 40 лет назад. Причем заряжаться они могли от любого промышленного источника тока, пока автомобиль стоял под разгрузкой, или водитель обедал. И сделаны эти автомобили были на базе обыкновенной «буханки». Двигатель заменили на электрический, под полом расположили аккумуляторные батареи. Немного пошаманили и с блоком управления, сделав его полностью электронным.

   В итоге электрический УАЗ-451 МИ отправился на испытания в столицу. Автомобиль показал себя очень хорошо, но проект «зарубили» из-зп дороговизны аккумуляторов, и отсутствии необходимости в таком проекте. Бензин стоил копейки, и правительство посчитало производство электромобиля неоправданным.

   На конструкторских кульманах имелось еще множество проектов и так и не реализованных идей. Но в планы вмешалась перестройка, а затем и распад Советского Союза.

   УАЗ сейчас

   То, что происходит с УАЗом сейчас, не поддается никакой логике, заставляя стискивать до боли челюсти. Непросто смотреть  на то, как нынешнее бездарное руководство обходится с наследием великой эпохи.

   После того, как автозавод перешёл в частные руки, начался упадок. Однако в последние годы ситуация ухудшилась ещё больше. Руководство затеяло реорганизацию производства, в результате которой территория завода должна уменьшиться в 6 раз.

   Здание заводоуправления сдается в аренду под коммерческие площади,  часть территории завода отдана под торговые центры. Бывшее здание отдела сбыта УАЗ превратилось в сомнительного качества гостиницу «Виктория». При этом качество производимых автомобилей, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

   Вместо новых идей и хитроумных технических решений  - бесконечные модификации «пластмассового» «Патриота», изуродованный УАЗ-469, который теперь называют модным именем «Хантер», и собранные кое-как «санитарки». Все автомобили, выходящие с главного конвейера , как правило, требуют обязательной доработки.

   При этом работники завода находятся по полгода в административных отпусках, а четырехдневная рабочая неделя стала нормой. Нетрудно догадаться, что это не повышает и так невысокий уровень зарплат.

   Естественно, квалифицированные кадры на рабочих местах просто не держатся. Предприятие медленно убивают «эффективные менеджеры», стремящиеся «оптимизировать» все и вся, и распродать некогда великий завод по кусочкам. 

Фото с сайта uaz.ru