В давние времена, когда трава была зеленее, колбаса стоила 2,20, а водка 3,62, в недрах военных ведомств и проектных институтов рождался проект первого атомного тяжелого авианесущего крейсера (АТАВКР) под гордым названием «Ульяновск». Этот корабль должен был стать подшефным кораблем нашего города, и отражать величие родины вождя мирового пролетариата в международных водах. Но мечтам не суждено было сбыться. Рупор вспоминает историю последнего заложенного, но так и не сошедшего со стапелей авианосца СССР.

По примеру Запада

   Исторически сложилось, что военная доктрина СССР практически до начала 70-х годов не предусматривала широкого использования авианосцев. Но после успеха британской операции на Фолклендских островах, весь ход которой смог переломить единственный авианосец, советский генштаб задумался о пользе авианесущих кораблей.

   Не имея собственной традиции постройки и использования такого рода кораблей, судостроительная промышленность путем проб и ошибок пришла к решению, которое должно было полностью удовлетворить военно-морские амбиции СССР и сделать русский флот сильнейшим в мире. Корабли проекта 1143.7, головным кораблем которого должен был стать «Ульяновск», должны были составить конкуренцию самым современным американским авианосцам того времени.

Почему «Ульяновск»?

   Почему первый из серии авианосцев собирались назвать «Ульяновск»? Дело в том, что когда-то наш город был всесоюзно известным туристическим и промышленным центром. Жители других городов не переспрашивали «где это?», услышав фразу «Я из Ульяновска». Тогда Ульяновск не был авиационной, дверной, театральной, блинной, колобковой, ямной, оползневой и прочими столицами, а носил гордое название «Родина Ленина». Новый город строился по тем же архитектурным канонам и лекалам, как серьезные наукограды, как Припять и Тольятти. А мечтой любого рыбака и охотника был УАЗ, а не иностранный джип.

   В Советском Союзе была такая практика, как «шефство». Шефство старшеклассниками над младшеклассниками, школы над домом престарелых, завода над школой, и т.д. Целый город мог взять шефство над воинской частью или кораблем, и снабжать их сверх положенных норм теплыми вещами, промтоварами, продуктами, табаком или новогодними подарками. Как правило, призывников из города-шефа старались отправлять в подшефные части и на подшефные корабли, дабы улучшить связь между шефами и подшефными, а заодно укрепить взаимоотношения в коллективе.

   Естественно, получить шефскую помощь от такого, на тот момент, крепкого региона, как Ульяновская область, было очень престижно. Ещё более престижно городу было иметь свой подшефный авианосец. Вот и решили головному кораблю проекта дать название «Ульяновск».

Крепче «Гранита»

   Сам авианосец, согласно проекту, выполнял функции не только плавучего аэродрома, но и представлял серьезную угрозу группировкам кораблей противника своим ракетным вооружением. Универсальный противокорабельный ракетный комплекс «Гранит», с целеуказанием по спутниковому каналу или радиоканалу с самолета и ядерной боевой частью, может устроить локальный армагеддон для среднего размера группировки кораблей.  Кроме того, при запуске нескольких ракет залпом, умная начинка ракет способна распределять цели между несколькими ракетами, причем ранжируя их по степени важности и опасности. Таких ракет «Ульяновск» на себе мог тащить аж 16 штук.

   Авиационная группа же составляла более 70 самолетов и вертолетов различных классов и назначения. Пуск их обеспечивали две паровых катапульты.

Смерть «Ульяновска»

   К сожалению, столь грандиозному проекту было суждено умереть, так и не родившись. Создание «Ульяновска» началось 25 ноября 1988 года на стапелях Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве. Общая стоимость строительства была оценена в 2 млрд советских рублей, причем 800 млн из них было потрачено только на стадии закладки на стапелях. К строительству было подключено более 600 заводов, строительство шло в невероятном тепе, к 1991 году готовность корабля составляла 18,5%.

   К 1995 году корабль должны были достроить и поставить в строй.  Однако в 1992 году СССР перестал существовать. Украина отказалась достраивать «Ульяновск». 5 февраля 92-го по распоряжению президента Украины Кравчука корабль начали разделывать на куски для продажи на металл. К октябрю стапель был свободен от конструкций, и АТАВКР «Ульяновск» умер, так и не родившись.

   С тех пор военно-морская доктрина обороны РФ не раз менялась – тут и закупка французских «Мистралей», и отказ от авианосцев как таковых, и продажа ТАВКР «Адмирал Горшков» Индии с переименованием в «Викрамадитью». Но надежда на возрождение проекта 1143.7 все еще теплится. Правда, шансов на то, что новый корабль назовут «Ульяновск», крайне мало.