В Ульяновской области завершилась «Декада правовой помощи». Это мероприятие помогает заключенным разрешать юридические вопросы, справляться с проблемами. По итогам «Декады» уполномоченный по правам человека, правозащитник Людмила Крутилина рассказала о том, как обстоят дела в ульяновских колониях, имеют ли осужденные какие-либо жалобы и каковы в целом условия содержания в местах лишения свободы.

- Людмила Александровна, часто ли вы бываете в колониях и общаетесь с осужденными?

- Мы не можем оставить без внимания тех, кто находится в местах лишения свободы и этого требует от нас закон, более того, мы имеем право посещать исправительные учреждения и также общаться с лицами, которые здесь находятся. В этом году мы совместно с Общественной наблюдательной комиссией посмотрели практически все учреждения. Вопросы питания, бытовые условия – тоже под нашим контролем. Я думаю, что это взаимополезно и учреждению и нам, потому что взгляд замыливается, и что-то не видно уже самим сотрудникам, мы совместно пытаемся все эти вопросы решить.

- С какими вопросами к вам чаще всего обращаются лица, находящиеся в местах временной изоляции?

- Подводя предварительные итоги своей деятельности, мы обобщили результаты. Всего в адрес уполномоченного по правам человека за 2015 год было направлено порядка 900 обращений от всех категорий граждан и чуть более 100 – из мест лишения свободы, то есть 1/9 всех обращений касаются мест лишения свободы. Вопрос есть по медицине, но этот вопрос есть и в наших государственных учреждениях: оказание качественной медицинской помощи, укомплектование врачебными кадрами. Вчера мы посетили областную больницу, которая располагается в ИК-9, хотелось бы отметить, что в принципе все необходимое оборудование есть, есть и лекарственные препараты и в частности для лечения таких тяжелых заболеваний как ВИЧ-инфекции, туберкулез, но наверно необходимо отметить недостаток врачебных кадров и повышение их квалификации.

  Есть и другие проблемные вопросы -  например, по работе наших магазинов, в которых осужденные могут приобрести необходимые для себя продукты и товары. Но это связано с тем, что эти магазины вывели, к сожалению, из подчинения УФСИН и там просто происходит переходный период. Сейчас этим будет заниматься Калужская область,  но мы должны осуществлять контроль.

  Очень много поступает вопросов по оказанию юридической помощи. Граждане этой категории не имеют права на бесплатную юридическую помощь, что интересы по уголовным делам могут представлять только адвокаты, либо законные представители. Поэтому вопросов очень много: «прошу выслать объяснения по такому-то закону, по постановлению пленума, суда». Мы проверили, в библиотеке учреждений есть правовая литература, но обновления в законах происходят практически каждый день, и за этим мы должны следить.

- Поступали ли в ваш адрес жалобы о незаконном применении сотрудниками колоний физической силы и спецсредств, жалобы об избиениях, оскорблениях?

- За то время, пока я выполняю обязанности уполномоченного по правам человека в Ульяновской области, у нас таких обращений не было. Если обращения и есть, то только касаемо того перечня, который я обозначила.  Обращений о пытках и применении недозволенных методов сотрудниками уголовно-исполнительной системы у нас не было.

- А при непосредственном посещении исправительных учреждений выявлялись ли какие-нибудь факты недостойного отношения к осуждённым со стороны тех, кто там работает?

- Нами ни одного такого факта выявлено не было. Ни при посещении, ни при личном общении с осужденными в исправительных учреждениях у нас обращений такого плана не было.

- Как вы в целом можете оценить работу уголовно-исполнительной системы региона? Есть ли сдвиги в положительную сторону или наоборот?

- Сегодня наша работа с УФСИН России по Ульяновской области строится в рамках заключенного в этом году соглашения. Что меня радует сейчас во взаимодействии с ведомством – это его открытость. То есть система не боится говорить о своих проблемах, не боится признавать каких-то своих ошибок и, наверное, самое главное - это то, что мы совместно пытаемся найти ответы на возникающие вопросы, есть взаимопонимание.

  Также хотелось бы отметить, что УФСИН готов сотрудничать, как с государственными органами, так и с общественными организациями по защите прав заключенных. Встречи с правозащитниками проводятся регулярно, руководитель управления не боится услышать негативные вопросы в свой адрес и принять конструктивную критику, это тоже положительный момент – система хочет развиваться.

  Кроме того, проводится большая работа с предпринимателями, начальник управления пытается привлечь сюда новые предприятия для того, чтобы обеспечить трудоустройство осужденных, а это – необходимые навыки труда, которые будут нужны после освобождения и, конечно же, оплата исков пострадавшим.

 По материалам пресс-службы УФСИН