В Ленинском суде продолжают слушать свидетелей по «фармделу». Несмотря на то, что показания разнятся, есть в них некоторые детали, из которых складывается единая картина: совместные закупки и работа с «УльяновскФармацией» были навязаны главврачам указаниями сверху.

   Так, бывший замминистра здравоохранения региона Юрий Егорушин рассказал, что на совещаниях главврачей в минздраве видел Ольгу Кузнецову и Евгения Когана, а вот представителей других поставщиков там не было.

   Также, по его словам, совместные закупки широко стали применяться с 2016 года. Игорь Тихонов, Павел Дегтярь и Рашид Абдуллов поддерживали совместные торги и ставили главврачам цель проводить их как можно чаще.

   Кроме того, Егорушин сообщил, что среди главврачей часто возникали недовольства по поводу завышения цен на совместных торгах, а отказаться от таких закупок врачи не могли. Министры здравоохранения и Игорь Тихонов на совещаниях озвучивали необходимость проведения совместных торгов, и максимального участия в них «УльяновскФармации».

   Начальник отдела госзакупок областной больницы Максим Мавлюшов работал вместе с Валентиной Карауловой, которая в то время была главврачом областной больницы. По его словам, Караулова относилась к совместным торгам резко негативно. Будучи не против совместных закупок вообще, главврач была недовольна тем, как они организованы в Ульяновской области. На совещаниях Караулова говорила, что Евгений Коган, Ольга Кузнецова и Игорь Тихонов давят на нее, торопя с подготовкой документации.

   Мавлюшов также рассказал, что техническое задание для совместных торгов готовила «УльяновскФармация», о чем ему говорили в МИАЦ. При этом цены были завышенными – УОКБ могла закупаться дешевле. Так, жидкий кислород через «УльяновскФармацию» на 2018 год закупили по цене около 30 рублей за килограмм, на следующий год, уже самостоятельно, – за 15 рублей, а потом вообще за 10 рублей.

   Марина Бакуева, которая ранее занимала должность начальника отдела гозакупок минздрава рассказала, что ее приглашали на экспертные советы в ведомстве, на которых обсуждали закупки. Первым предложение проводить совместные торги там озвучил заместитель гендиректора «УльяновскФармации» Евгений Коган.

   На советах неоднократно звучало, что если кто-то не согласен с политикой, которую диктует «УльяновскФармация» и которую поддерживает Тихонов, то их никто не держит, и на эти места выстроится очередь. Это воспринималось врачами как угроза.

   Также Бакуева рассказала, что на совещаниях регулярно ругали тех, кто при проведении торгов включил не тот объем закупок или провел самостоятельный аукцион. По словам Бакуевой, наиболее часто страдали Валентина Караулова и Марат Хапман. Кроме того, из-за несогласия с проведением совместных торгов лишился должности замминистра здравоохранения Юрий Егорушин, а также был понижен с главврача до зама Сергей Панченко.

   Главврач ЦГБ Илья Мидленко заявил, что совместные торги необходимы и эффективны при правильной их организации.

   Тем не менее, Илья Мидленко признал, что на совещаниях многие главврачи высказывали недовольство при формировании лотов закупок.

   Бывший главврач Инзенской районной больницы Рустам Камаев, увидев которого Рашид Абдуллов заголосил, что этот свидетель может его оклеветать, рассказал, что ему предлагали помочь бывшему министру показаниями.

   Также Камаев рассказал, что участвовал в советах главных врачей, где обсуждались вопросы совместных закупок. Там главврачам говорили, что работать надо исключительно с «УльяновскФармацией».

   Кроме того, по словам Камаева, в 2018 году ему звонил сотрудник медицинского информационно-аналитического центра Прокудин и предлагал «помочь» Рашиду Абдуллову. Надо было пойти в областной ОБЭП и сказать, что всеми делами по совместным торгам занимался директор МИАЦ Андрей Алабин. Взамен Прокудин предлагал защиту, когда очередь дойдет до главврачей. Но Камаев отказался давать показания против Алабина.

   Таким образом, можно сделать ряд выводов, касающихся не столько хода уголовного дела, сколько ситуации в сфере здравоохранения. Стоит только посмотреть кто дает оправдывающие подсудимых показания — сделавшие карьеру во времена Тихонова и Абдуллова максимально лояльные к экс-министрам главврачи, которые, вполне возможно, также приложились к бюджетной кормушке в виде совместных торгов.

   Показания, на которых строится обвинение, дают специалисты, уволенные за несогласие проводить совместные торги. Те люди, которые старались обеспечить пациентов медикаментами и сохранить бюджетные средства. Кто видел, куда ведет кривая дорожка в виде совместных торгов и регулярно повторяемая министром здравоохранения мантра «больницы обеспечены медикаментами в полном объеме» в тот момент, когда пациенты покупали за свой счет не только лекарства, но даже перевязочные материалы и физраствор.

   Все знают, что среди врачей есть как настоящие профессионалы своего дела, пришедшие в медицину по призванию и для того, чтобы спасать людей, так и прилипшие к здравоохранению сволочи, желающие нажиться на горе пациентов, и этот судебный процесс является своеобразной лакмусовой бумажкой, которая показывает кто есть кто в региональной медицине.