Компания, специализирующаяся в области эстетической медицины и ботулинотерапии, Merz Russia и юридическая компания BrandMonitor представили результаты исследования «Контрафакт в эстетической медицине: взгляд врача и потребителя», фокусом которого стали отношение экспертов и пациентов эстетических клиник к неоригинальной продукции, способы её определения, а также анализ возможностей защиты потребителей и индустрии от наличия контрафакта.

   Оборот поддельных, не зарегистрированных, либо незаконно реализованных продуктов на российском эстетическом рынке несколько лет назад оценивался более чем в $200 млн. На сегодняшний день наличие и сбыт фальсифицированной продукции по-прежнему остаётся одной из важнейших проблем индустрии, подвергающей серьёзному риску как пациентов эстетических клиник, так и развитие рынка в целом.

   Паразитирование на брендах – явление довольно массовое, однако именно в медицинской сфере оно приобретает наиболее громкое звучание, ведь действия мошенников могут крайне отрицательно сказаться на здоровье потребителей.

   Юрий Вопилов, генеральный директор BrandMonitor: «Контрафакт — теневой рынок, поэтому он не изучается системно. Связанный с этим дефицит информации рождает среди потребителей множество заблуждений, которыми охотно манипулируют торговцы подделками и ”контрафактными” услугами. Для того чтобы выстроить максимально эффективную стратегию противодействия контрафакту, нужно хорошее понимание роли всех участников процесса. Наше исследование направлено на изучение уровня осознанности в восприятии проблемы и готовности защитить своё здоровье, бизнес и репутацию»

   Анализ интервью с пациентами, представителями клиник, частными врачами-косметологами, а также производителями эстетических медизделий позволили сделать ряд основных выводов.

   Более 80% пациентов отметили, что им важно, чтобы процедуры проводились с использованием оригинальных и качественных препаратов или аппаратов, однако они не имеют представления о реальной стоимости услуг и не могут адекватно оценить исходящее от клиники предложение. Таким образом, пациент беззащитен перед недобросовестным специалистом: 57% опрошенных пациентов, собирающихся пройти процедуру ультразвукового SMAS-лифтинга, заявили, что не смогут распознать рекламу процедуры на контрафактном оборудовании.

   Юрий Войнилов, менеджер по исследованиям BrandMonitor: «Опрос пациентов эстетических клиник показал, что они не готовы к процедурам с использованием несертифицированной продукции. Хотя признаются, что вряд ли смогут отличить поддельный продукт от оригинального. Отягощает ситуацию непонимание пациентами реальной стоимости услуг. Всё это говорит о недостаточном уровне информированности потребителя и ставит вопрос о необходимости ведения просветительской работы среди действующих и потенциальных пациентов эстетических клиник».

   По мнению экспертного сообщества, движущей силой контрафакта являются так называемые надомники – косметологи, зачастую не имеющие возможности получить необходимые сертификаты и лицензии и, соответственно, лишённые доступа к сертифицированному оборудованию и препаратам. Также ответственность за распространение контрафактной продукции несут недобросовестные дистрибьюторы, открыто предлагающие свой товар по существенно заниженной цене.

   Однако в ключевом вопросе мнение экспертов совпало: эффективное противостояние контрафакту возможно только при консолидации усилий государства и всех игроков рынка.