Ульяновское ЗАО «Аэрокомпозит» входит в состав ОАК и занимается производством углепластиковых деталей, включая так называемое «черное крыло» для амбициозного проекта магистрального авиалайнера МС-21. По информации ряда СМИ, 10 января завод оказался в новом санкционном списке США.

   Чем это грозит Аэрокомпозиту и как ситуация отразится на российском авиапроме читайте в нашем материале.

   Черное крыло

   Проект магистрального самолета XXI века, а именно так расшифровывается обозначение МС-21, предусматривает широкое использование композитных, в том числе и углепластиковых, деталей. В частности, крылья самолета более чем на 90% состоят именно из углепластиковых элементов, что и привело к названию «черное крыло».

   Ульяновский завод «Аэрокомпозит», базирующийся фактически на площадях «Авиастара», занимался как раз производством деталей крыла и ряда деталей фюзеляжа самолёта, но сейчас всё производство находится под угрозой.

   Особенности технологии

   Дело в том, что углепластиковые детали производят выкладывая на специальные формы углеволокно и пропитывая его синтетическими смолами. Укладывается углеволокно, или как его еще называют, карбоновое волокно, в специальном порядке и со строгим соблюдением направления нитей.

   Чаще всего на производство «карбон» поступает в виде предварительно пропитанной смолами заготовки, в которой все волокна уже лежат в нужном направлении, и их остается просто уложить на матрицу и проклеить дополнительной порцией смолы. Такие заготовки называют «преппрегами», и живут они максимум 10-12 дней, после чего начинают затвердевать и уже ни на что не годятся.

   Отсюда вытекает главная особенность производства деталей из углепластика – невозможность создать на складе запасы сырья. Фактически, препреги поступают на склад и тут же направляются на производство.

   Препреги

   На самом деле, производство углеволокна и препрегов из него – не такая уж и сложная вещь. В России их производство локализовано и в Москве, и в Казани, вот только качество изготовления Российского углеволокна оставляет желать лучшего, объёмы производства низки, а цены превосходят среднемировые.

   Именно поэтому выбор ОАК пал на японских и американских производителей. Только они смогли обеспечить достаточные объёмы при неизменном качестве продукции.

   Санкции

   Теперь же, с введением нового пакета санкций, любой зарубежный производитель препрегов, в случае если продолжит поставки в Россию, сразу попадёт в чёрный список и лишится сразу всех рынков сбыта.

   Руководство ОАК в настоящий момент пытается делать хорошую мину при плохой игре и заявляет, что санкции нам не помеха, и мы легко заменим иностранную продукцию на российскую, вот только займет этот процесс не один год, так как российским компаниям надо будет перестроить производство и произвести ряд научных изысканий, а препрегов осталось всего на шесть дней работы.

   Что будет дальше?

   Если выход не найдут в течение ближайших двух недель, то скорее всего ничего не будет. Ни углепластика, ни Аэрокомпозита, ни МС-21. Имеющиеся самолёты займут свои места в музеях авиации. А лет через пять-семь, когда санкции всё же снимут, специалисты разбегутся по другим отраслям, имеющееся оборудование придёт в негодность и фактически всю инфраструктуру под новый старый самолёт придётся создавать с нуля. И с большой долей вероятности МС-21 постигнет судьба АН-124 «Руслан», возобновить производство которого не смогли по прошествии всего 10 лет с момента окончания сборки последнего самолёта.