Президентский мост, соединяющий левый и правый берега Ульяновска, должны были достроить в 2005 году, однако строительство уникального объекта затянулось. В результате торжественное открытие грандиозной конструкции состоялось лишь четырьми годами позже. Какие события происходили в течение этого времени? Что мешало сдать мост раньше? Кто несет ответственность за нарушения, допущенные при его строительстве? Рупор73 пытается ответить на эти и многие другие вопросы.

Оживление

   В преддверии новогодних праздников Рупор73 начал публикацию цикла материалов, посвященных строительству знаменитого моста через Волгу, который впоследствии получил название «Президентский». Предыдущая статья была посвящена нарушениям, допущенным при гидроизоляции ортотропных плит моста, и она вызвала много откликов.

   Анонимы, писавшие свои отзывы относительно материала «Техноэластмост», с помощью которого проводилась гидроизоляция, нередко придерживались мнения, что на самом деле материал ничуть не хуже, чем тот, который изначально был заявлен в проекте (т. е. Поликров). Однако в распоряжение Рупор73 попали документы, которые говорят совсем об обратном.

   Это письмо от заместителя генерального директора по научной работе — главного инженера ОАО «Научно-исследовательский институт транспортного строительства» (ОАО ЦНИИС), доктора технических наук, профессора Александра Цернанта. Оно адресовано чиновникам города Владивостока, но имеет самое непосредственное отношение к ульяновскому мосту.

   Дело в том, что в нём ученый приводит сразу несколько причин того, почему использование системы Поликров предпочтительно и почему «Техноэластмост» (произведенный компанией «Технониколь»), как раз наоборот, не стоит использовать при строительстве. В качестве негативного примера приводится как раз ульяновский Президентский мост, который уже через 1,5 года после начала эксплуатации (письмо датировано 2011-ым) начал активно ржаветь. Приводим «лучшие» выдержки из письма.

В шапке письма указаны адресаты письма - это организации, которые занимались строительством моста на остров Русский во Владивостоке

Седьмой пункт письма почти полностью посвящен Президентскому мосту в Ульяновске

На фотографиях, приведенных в документе (2011 года!) прекрасно видно, как сильно заржавели отдельные элементы ульяновского мостового перехода

В письме профессора ЦНИИС проводится мысль, что использованный при гидроизоляции материал не справился с гидроизоляцией 

Далее приводится письмо за подписью на тот момент министра промышленности и транспорта Ульяновской области Вильдана Зиннурова, в котором тот фактически сообщает, что решение об использовании гидроизоляционного материала принимала специальная комиссия

В приложении к письму Зиннурова сказано, кто входил в комиссию. Имя Сергея Холтобина встречается повсеместно

А вот расчет экономических показателей при применении материалов Поликров и Техноэластмост. Обратим внимание, что в трех пунктах последний не отвечает нормативу

При расчете экономической составляющей рабочая группа почему-то не взяла в расчет тот факт, что при использовании Техноэластмост увеличиваются подготовительные работы (вместе с ценой)

На последней странице письма указано имя автора. Это профессор Александр Цернант

   После изучения этого документа возникает сразу несколько вопросов: если мост заржавел настолько к 2011 году, то что же с ним сейчас? И откуда Ульяновская область будет брать деньги, чтобы его теперешнее состояние исправить? Пока эти вопросы остаются без ответов.

Череда вопросов

   А между тем, человек, который принял решение о том, что для гидроизоляции моста лучше использовать именно «Техноэластмост», продолжает работать. И не просто работать, а руководить «Департаментом автомобильных дорог». То есть той структурой, которая фактически и отвечает за ремонт всех дорог и мостов Ульяновской области. Это Сергей Холтобин.

   Напомним, это именно он вместе с на тот момент инженером «Департамента» Евгением Кулыгиным и подрядчиками, строившими мост (которые, разумеется, получат больше денег, если увеличится объем работ), решили повысить процент обезжиривания тех самых ортотропных плит до 100%. В то же время норматив позволял сохранять обезжиривание на уровне 10%. Стоило ли экономить на материале для гидроизоляции, но при этом не экономить на обезжиривании? Очередной вопрос, который возникает к Сергею Холтобину.

Интересно и другое: проверяло ли строительство моста на завершающем этапе ведомство, которое должно следить за тратами из федерального бюджета? Например, "Росфиннадзор"?

   Еще один — на основании каких документов было принято решение о переносе сроков сдачи объекта на 4 (!) года? 20 декабря 2005 года председателем рабочей группы, которая занималась строительством моста Сергеем Холтобиным (на тот момент первым заместителем директора Департамента автомобильных дорог) принимается решение о переносе срока сдачи объекта с 31 декабря 2005 года на 31 декабря 2009 года. Вот документ, в котором это четко прописано.

   Обратим внимание, что основанием для переноса срока сдачи выступает «остаток объема работ». Значит ли это, что сроки сдачи важнейшего объекта в истории современного Ульяновска определялись «на глазок», без соответствующих документов? А если эти документы все-таки были, то где ссылки на них? Вопрос за вопросом.

   Это уж не говоря о том, что руководителем проекта по строительству моста со стороны генерального подрядчика (ЗАО «Балтийская строительная компания — Санкт-Петербург») был не кто иной, как Вячеслав Сонин, председатель совета директоров группы компаний «Волгатрансстрой». Интересно, что Сергей Холтобин до того, как прийти работать в ульяновский «Департамент автомобильных дорог» работал как раз в одной из структур Сонина.

   Словом, уже сейчас понятно, что строительство Президентского моста стало не только одной из самых крупных строек за всю историю Ульяновска, но стало одной из самых любопытных городских загадок, которая продолжает вызывать многочисленные вопросы. Рупор73 продолжит разбираться в этой неоднозначной теме.  

Виталий Удальцов

Фото с сайта splak.ru