Минэкономразвития с этого года планирует начать штрафовать регионы за неэффективную работу на их территории особых экономических зон (ОЭЗ). Размер штрафов определят для каждого субъекта отдельно в зависимости от затрат на создание льготной территории и послаблений, предоставленных инвесторам. В зоне штрафного риска оказалась и ульяновская ПОЭЗ, которая была признана экспертами отрасли неэффективной.

   Неэффективная зона

   Год назад ульяновская ПОЭЗ в очередной раз вошла в список неэффективных особых экономических зон. Об этом сообщала Счетная палата РФ. Дело в том, что на ее развитие из федерального бюджета было выделено средств в разы больше, чем ПОЭЗ привлекла инвестиций.

   Аэропортовая особая экономическая зона была создана на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1163 от 30.12.2009 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны». ПОЭЗ ориентирована на использование авиастроительного потенциала региона. На ее создание потратили более 3 млрд рублей из федерального и регионального бюджета.

   Компаниям-инвесторам ПОЭЗ предоставляются существенные налоговые и таможенные льготы, среди которых: строительство инфраструктуры и подключение к сетям за счёт государства, налоговые льготы, режим свободной таможенной зоны, предоставление земельных участков по минимальным ценам, субсидии Ульяновской области и административная поддержка на всех уровнях власти.

   При этом к ульяновской ПОЭЗ у Счетной палаты РФ ещё с 2016 года накопилось немало вопросов. Например, палата выявила случаи, когда на выделенные из бюджета деньги объекты строились на «прилегающих территориях». В их числе — реконструкция автомобильной дороги «Ульяновск–Димитровград-Самара», стоимость которой превысила 650 млн рублей. Счётная палата обнаружила, что эта самая дорога находится в 17 км от въезда в ПОЭЗ. Получается, никакого отношения к особой экономической зоне она не имеет. Также Счётная палата назвала «не имеющими отношения к ОЭЗ» трату строительство комплекса с перроном на два самолёта. Возведение объекта обошлось федеральному бюджету 800 млн рублей.

   Штрафы за бездействие и неэффективность

   Поправки в закон об ОЭЗ, инициированные Минэкономразвития, направлены на усовершенствование функционирования зон, пишут «Известия» со ссылкой на законопроект.

   Одно из основных изменений касается ужесточения ответственности региональных властей вплоть до штрафов за низкие показатели эффективности ОЭЗ. Результативность экономических зон планируется оценивать каждые три года по рентабельности вложенных в их создание денег и вкладу в национальные цели развития. Сумму наказания определит правительство, говорится в документе.

   В ведомстве сообщили, что решение о применении финансовой ответственности было принято для стимулирования регионов к выполнению своих полномочий по управлению ОЭЗ. Также планируется нивелировать риски по нарушению прав инвесторов.

   Однако, учитывая, что наказание может повлиять на финансовую стабильность местных бюджетов, материальное наказание было внедрено в пилотном режиме в рамках постановления правительства. В течение трех лет проводилась оценка эффективности зон, и прошедший период позволяет закрепить его на уровне закона, сообщает издание со ссылкой на пресс-службу министерства.

   В Минэкономразвития сообщили, что по результатам проверок, проведенных в прошлом году, большинство ОЭЗ признаны «эффективно или достаточно эффективно функционирующими». Однако есть зоны с низкими показателями, за которые на регионы, даже высокодотационные, следовало бы наложить штраф.

   Так как все полномочия по управлению зонами развития находятся у местных властей, то и финансовая ответственность полностью ляжет на них, подчеркнули в министерстве. Штраф будет погашаться за счет казны субъекта в виде возврата денег в федеральный бюджет. Его размер зависит от израсходованных на создание ОЭЗ средств и полученных резидентами налоговых и таможенных льгот.

   Оштрафовать субъекты могут также, если правительство досрочно прекратит работу экономической зоны из-за ее неэффективности в течение трех лет подряд. В действующем законе ОЭЗ могли закрыть за отсутствие в течение данного периода новых соглашений или расторжение ранее заключенных, а также за бездействие резидентов в течение аналогичного срока.

   Для справки

   С 2005 года в России создано 38 зон (сейчас осталось 30) в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Северном Кавказе (кластер «Курорты Северного Кавказа»), а также в Московской, Калужской, Псковской, Самарской, Свердловской, Астраханской, Тверской, Липецкой, Тульской, Ульяновской, Томской, Иркутской областях, в Алтайском крае и Бурятии. Зоны развития учреждаются на 49 лет. Их деятельность разделена на четыре типа: промышленно-производственный, технико-внедренческий, туристско-рекреационный и портовый. Всего за пятнадцать лет ОЭЗ привлечено 400 млрд рублей при заявленных 890 млрд и создано 34 тыс рабочих мест. На начало нынешнего года в особых зонах зарегистрировались 758 резидентов.