Одна из крупнейших компаний-перевозчиков Ульяновской области «ПАТП-1» терпит финансовый крах. Убытки организации за последние три года перевалили уже за 70 млн рублей. Только в 2014 году «чистая убыль» составила 40,5 млн рублей. При это выбраться из этой пропасти у руководства «ПАТП-1» не получается. Катастрофическую ситуацию изучал корреспондент Рупор73.

Положение не из простых

   Годовой отчет ОАО «ПАТП-1» больше напоминает жалобную книгу. Ситуацию, которая сложилась на предприятии, уверенно можно назвать катастрофической. И это при том, что компания является одной из крупнейших и старейших в Ульяновской области. Она работает уже 46 лет, из них 7 лет в нынешнем виде.

   Но несмотря на то, что «ПАТП-1» обслуживает большинство областных и межрегиональных маршрутов, имеет долю государства в своей структуре и прикладывает значительные усилия, чтобы удержаться на плаву, последние отчеты указывают на то, что будущее перевозчика неоднозначно.

   Одной из причин плачевной ситуации, если верить отчету «ПАТП-1», сотрудники предприятия называют сильную конкуренцию на рынке перевозок. Помимо частично государственного «ПАТП-1», в Ульяновске работает еще 19 перевозчиков. На пригородных маршрутах — еще 10. На межрегиональных — еще порядка 50 предпринимателей.

   Но при этом только «ПАТП-1» обязано обеспечивать льготный проезд. «На частных перевозчиков не распространяются обременения по обеспечению льготного проезда, в результате основная социальная нагрузка ложится на плечи Общества», — говорится в годовом отчете предприятия.

   Вероятно, отчасти это отразилось на финансовом положении перевозчика. Вообще конкретных причин экономического спада в «ПАТП-1», который начался еще в 2012 году, если не раньше, в отчете не называют. Хотя в целом и признают, что денег компании не хватает.

Выход есть? Выхода нет

   Для исправления ситуации, согласно данным отчета, перевозчик намерен работать по трем направлениям: продажа неликвидного имущества, развитие непрофильного бизнеса и перераспределение транспортной работы на низкодоходных и социально значимых маршрутах.

   В качестве главного «неликвида» в отчете называется ОАО «Центр ТОРАС», которое было создано в 2007 году. На сегодняшний день «ПАТП-1» участвует в структуре фирмы практически единолично — перевозчику принадлежит 99,83% коммерческой структуры. «Центр ТОМАС» представляет собой мойку и административно-бытовой корпус. На базе данного ОАО производились работы по техническому обслуживанию автобусов, но потом «лавочку прикрыли».

   «На протяжении последних 4-х лет производственная деятельность на данных объектах недвижимости не велась. В результате чего Общество терпит значительные убытки, а само здание приходит в негодность, морально устаревает и с каждым годом обесценивается», – говорится в отчете. При этом продать «Центр ТОМАС» неоднократно пытались, однако покупателей на такой специфический товар так и не нашлось. Денег на восстановление данного бизнеса у «ПАТП-1» тоже нет.

Операция «Туроператор»

   Судя по отчетному документу, руководство перевозчика возлагает большие надежды на такие направления развития предприятия, как работа с туристами и реклама. Однако финансовые результаты все же убедительно показывают, что пока за счет диверсификации бизнеса урегулировать ситуацию перевозчику не удается.

   Как уже говорилось, убытки предприятия за 2014 год составили 40,5 млн рублей. В 2013 году финансовые итоги у «ПАТП-1» тоже оставляли желать лучшего: убытки составили 28,7 млн рублей. То же самое и в 2012 году — 4,2 млн рублей. Объясняется это отчасти и тем, что у перевозчика выросли расходы. Так, например, в 2013 году на топливо уходило в процентном соотношении 19,93%, а в 2014 уже 21,19%. В целом такой рост можно заметить по всем статьям расходов.

   Справиться с тяжелой ситуацией не помогают даже значительный субсидии из бюджета. За минувший год из бюджетов разных уровней ульяновскому перевозчику было компенсировано порядка 80 млн рублей. Но несмотря на это, убытки только выросли.

   А руководство продолжает строить далеко идущие планы. Так, например, предполагается строительство на территории автовокзала гостинично-делового центра. Также запланировано обновление автопарка, расширение сети маршрутов и т. п. Правда, когда это может произойти и насколько реально вообще, в документах не говорится.  

Валерий Васнецов

фото 2.bp.blogspot.com