Административный регламент МВД России, регулирующий экзамен на право управления транспортными средствами и выдаче водительского удостоверения, вступит в силу 1 сентября. В Госавтоинспекции полагают, что новый документ создаст более комфортные условия гражданам, сократит временные затраты и повысит объективность оценки экзаменуемых.

Делу время

   "До этого момента все экзамены проводились в соответствии с методикой, которая была утверждена еще в 2001 году. Мы сделали новый регламент, который устанавливает время, сроки и порядок проведения экзамена – вот самое основное в нем", — пояснил суть документа первый замначальника ГИБДД МВД России Владимир Швецов.

    Регламент устанавливает конкретное время проведения всех процедур, от нахождения в очереди не более 15 минут, сдачи экзамена за час и до оказания всей услуги не более чем за 30 рабочих дней, по истечении которых водитель уже должен получить права.

    "Причем, когда мы говорим об ограничении времени, мы первоначально устанавливаем его для сотрудника ГАИ. Если он сделал так, что заявитель больше 15 минут простоял у него в очереди – он может быть соответствующим образом наказан. Если за отведенное время не выдал водительское удостоверение, не провел этап экзамена за отведенные 20 минут или там полчаса – то же самое", — отметил представитель ГИБДД.

     Он напомнил, что поначалу ГИБДД хотела ввести повременную сдачу на экзамене каждого упражнения, но проведенные совместно с автошколами испытания показали, что это тяжело даже опытным водителям. Поэтому от лимитов отказались, установив общее время всего экзамена.

    "Это оправданно. Ну нельзя же вечно подниматься в горку, это показывает, что водитель просто не умеет управлять автомобилем. Если абитуриент не может 30 секунд даже тронуться с места – ну не сможет он сдать экзамен, ни к чему затягивать процесс и отнимать время у других кандидатов", — считает Швецов.

    Временные рамки экзамена установлены на процедуру, а не на весь процесс сдачи. Потому что разные этапы иногда могут проводиться в разное время и в разных местах. Поэтому, например, выделенный на сдачу экзамена час "запускается" с учетом всех перерывов на переезд, на ожидание своей очереди и так далее. Чтобы не возникало вопросов, что экзаменатор что-то проводил неправильно, все действия могут сниматься на видео – это позволит избежать споров, если есть несогласие или подозрения в "коррупционной составляющей".

    Среди особенностей регламента – привязка процедуры экзаменов и выдачи прав к порталу госуслуг, а также учет большого числа замечаний и предложений общественности, в том числе автошкол.

Некардинальные изменения

   По мнению ГИБДД, с новым регламентом функционал остается совершенно прежним, кардинальных изменений очень немного.

  Меняется порядок приема теоретической части экзамена. Теперь, если испытуемый неверно отвечает на один вопрос, ему дается лишнее время и 5 дополнительных вопросов. Так же происходит после второго неверного ответа: остается шанс сдать экзамен с положительной оценкой. Билеты будут выдаваться кандидату случайным образом, но собраны будут по нескольким тематическим блокам, неверные ответы допустимы только в разных блоках вопросов.

   Экзаменационные билеты несколько изменились в связи с тем, что за последний год были внесены многочисленные изменения в ПДД. "Впрочем, в этом отношении билеты постоянно меняются, и ничего кардинально нового там в этот раз нет. Они делаются более оригинальными, соответствующими изменениям в ПДД. И они будут меняться дальше: например, билеты по новому термину "опасное вождение" в ПДД сейчас в разработке", — отметил представитель ГИБДД.

   При приеме практических экзаменов расширяются возможности использования автоматизированного автодрома.

   "Если автошкола имеет автодром и соответствует определенным критериям, мы можем предусмотреть для них наше участие при приеме экзаменов. Фактически мы присутствуем на экзамене, который проводят они по первичным навыкам и теоретическому экзамену. Фактически мы сами будем принимать у курсантов только "город", работу в реальных условиях дорожного движения", — отметил Швецов.

   "Там особенность в том, что в случае нарушения подается сигнал. Экзаменатору можно вообще не присутствовать в машине, ему вся информация выходит на компьютер в распечатке, обо всех ошибках. Полностью автоматизированный экзамен получается", — пояснил он.

   Кроме того, появилась возможность сдачи практической части на автомобилях с автоматической коробкой передач, что облегчит процесс для многих водителей.

   "Не считаю, что в новых заданиях на площадке что-то изменилось критически. Изменилась форма "змейки", но если абитуриент мог сделать ее обычную – он сможет сделать ее и новую, "угловую". Изменилось упражнение "въезд в бокс" – поменялась разметка. Новых заданий и кардинальных изменений не предусмотрено", — считает замглавы дорожной полиции.

Процесс не прервется

   Процесс сдачи экзаменов с 1 сентября не прервется из-за необходимости перехода на новые правила. В ГИБДД полагают, что определенная заминка возможна: в автошколах все-таки нужно будет кое-что поменять. Но в половине российских автошкол уже все решено, а некоторые планируют все сделать прямо 1 сентября.

   "Вот пришла бумага с информацией по одной ассоциации автошкол: закуплена краска, будем менять разметку на автодроме день в день. Вообще, в регламенте не предусмотрен переходный период, поэтому мы поступили таким образом: в августе уделили больше времени приему экзаменов на площадке, а с 1 числа – больше принимать "город", — заявил замначальника ГИБДД.

   По его мнению, все необходимые вопросы легко решатся без ущерба для обучающего процесса.

   "Мы и сами полностью подготовились за то время, что было выделено от момента принятия регламента до вступления в силу. Провели тестирование всех сотрудников, все они сдали соответствующие зачеты, чтобы могли знать и действовать по новым правилам. Мы провели показательные выступления во всех регионах, где наши сотрудники были в качестве экзаменуемых, и семинары с руководителями автошкол", — пояснил он.

Ничто не вечно

   В ГИБДД уверены, что новые правила повысят качество подготовки водителей, и готовность прислушиваться к дальнейшим замечаниям.

  "Мы любые нововведения готовим с этим расчетом. В подготовке этого документа принимали участие многие структуры. В том числе, мы говорили с руководителями ассоциации российских автошкол: если у нас появятся вопросы, если что-то не пойдет, покажется нужным что-то дополнительно исправить для улучшения – мы, конечно, будем вносить изменения. Ничто не вечно и ничего страшного в этом нет", — заявил Швецов.

источник: https://ria.ru/society/20160830/1475648291.html

фото: РИА Новости. Алексей Филиппов