Оценив, какой читательский интерес вызвал наш прошлый хит-парад о нереализованных проектах "АвтоВАЗа", мы решили продолжить тему. На этот раз АвтоВести вспомнили похожие истории у ГАЗа и УАЗа. Там тоже хватало интересных разработок, у которых с массовым уходом "в народ" также не сложилось.

   Вообще, реализация обещанного или анонсированного у нашего автопрома хронически-исторически хромает на все колеса. Сколько за годы разными российскими автозаводами предложено приметных и востребованных идей - не сосчитать! Их бы довести до конца, до конвейера. Но то пеняют, что у народа нет денег, то у завода в самый нужный момент вдруг пропадают деньги/желание на освоение производства и доводку до ума, то затея слишком смелая, то еще какая-то причина. Так и тянется у нас годами этот "Театр брошенных идей"...  

ГАЗ-2308 "Атаман"

ГАЗ-230810 "Атаман-Ермак"

ГАЗ-230812 "Атаман"

Раз пикап, два пикап!

   К середине 90-х годов на ГАЗе ломали голову над тем, как загрузить свой  конвейер по выпуску среднетоннажных грузовиков, который фактически простаивал из-за спада "грузовых" продаж. Безвыходность часто толкает на всяческие оригинальности. И в итоге на ГАЗе родилась идея этакого ответа американским пикапам – легкий грузовичок грузоподъемностью 800-1000 кг, стоящий в модельном ряду ниже "ГАЗели". Так в 1996 году на свет и появился новый ГАЗ-2308 "Атаман" (верхнее фото) с передком в стиле "Волги", оригинальным оперением и кабиной от среднетоннажного грузовика ГАЗ-3307.

ГАЗ-230810 "Атаман-Ермак"

   У необычного лобастого "Атамана" была рамная основа, задний или постоянный полный привод с блокируемым межосевым дифференциалом и "понижайкой". Базовыми моторами были записаны бензиновые 2,9-литровая "четверка" (105) и грузовой 4,2-литровый V8 от ЗМЗ, выдававший 100 л.с. А дальше планировалось ставить на "Атамана" еще и 4- и 5-цилиндровые дизели Steyr. Причем 2-дверный пикап был только началом.

Пикап ГАЗ-230812 "Атаман" с двухрядной кабиной

В 1999 году на базе опытной модели 2308 построили здоровенный 5-дверный 10-местный внедорожник ГАЗ-230810 "Атаман-Ермак" (были и проекты его укороченных 5- и 7-местных) версий. А в 2000 году появился 4-дверный пикап ГАЗ-230812 "Атаман". Серийное производство намечалось на 2000 год, казалось, что еще немного – и "Атаманы" разбегутся по всей России… Но до этого "атаманский" проект получил неожиданное развитие.

ГАЗ-3106 "Атаман-2"

ГАЗ-2169 "Комбат"

ГАЗ-3106

Чтобы УАЗ не дремал...

  То, что внедорожникам УАЗ в России определенно нужна отечественная альтернатива, было понятно давно. И в Нижнем Новгороде честно пытались ее создать. Самая яркая попытка – это когда в 1999 году появился ГАЗ-3106 "Атаман-2", созданный на укороченном шасси первого пикапа "Атаман". Семиместный мостовой внедорожник реально шокировал своим дизайном, оснащался постоянным полным приводом с новой, более "тихой" раздаткой, а под капотом прятался лицензионный 5-цилиндровый турбодизель Steyr отдачей в 141 л.с. Для серийной машины также обещали моторы Iveco и Toyota, автомат, кондиционер, АБС, подушки безопасности…

ГАЗ-3106 "Атаман-2"

   Не сбавляя оборотов, в 2000 году Горьковский автозавод "выстреливает" еще одной необычной моделью – ретро-внедорожником ГАЗ-2169 "Комбат", который подавался как более современный наследник легендарного ГАЗ-69. Под стеклопластиковым кузовом – еще сильнее укороченная платформа от "Атамана" с передней пружинной и задней рессорной подвесками. А под капотом – 4-цилиндровый лицензионный турбодизель Steyr (2,1 л, 110 л.с.) в паре с 5-ступенчатой МКПП и раздаточная коробка с цепью Морзе. Интересную внешность дополняла отменная проходимость, на которую работали короткие свесы и колесная база, клиренс в 215 мм, а также способность проходить брод глубиной в 600 мм и залезать на 30-градусный склон.

ГАЗ-2169 "Комбат"

   Но в том же 2000 году ГАЗ был куплен компанией "Базовый элемент" Олега Дерипаски. На заводе началась реорганизация, стало не до дорогих экспериментов и все проекты "Атаманов" и "Комбатов" ради экономии средств тихо свернули, ограничившись выпуском партии опытных образцов. Правда, вскоре на ГАЗе была сделана еще одна попытка создать современный легковой полноприводник. Представленный на Московском автосалоне 2003 года внедорожник назвали просто ГАЗ-3106. Но под старым именем скрывалась серьезно измененная машина с менее вычурным дизайном, чем у предшественника "Атаман-2". И по размерам новый ГАЗ-3106 должен был встать между набирающей популярность Chevrolet Niva и УАЗ-3162 "Симбир", который потом переродится в "Патриота".

ГАЗ-3106

   В 2004 году уже был готов первый "живой" тестовый образец и даже названа примерная начальная цена ($10 000 - 12 000). Планы опять были большие: кроме внедорожника, готовились пикап и шасси, на выставках показывали прототипы с удлиненной базой и даже VIP-вариант с мотором V8. Обещали  дизели Steyr и Iveco, экспериментальный бензиновый "атмосферник" ЗМЗ-405 (2,46 л, 147 л.с.) и даже его турбонаддувную версию мощностью 205 л.с. В Ульяновске снова было напряглись! Но в конце 2005 года облегченно выдохнули: ГАЗ снова отказался от проекта собственного внедорожника, до которого, казалось, снова оставался всего один шаг…

ГАЗ-3105

ГАЗ-3111

ГАЗ-3115

В поисках "Волги"

   Не менее многострадальными были и попытки ГАЗа создать замену легендарной "Волги", которая к началу 90-х годов полностью устарела. Сначала во второй половине 80-х начали разрабатывать ГАЗ-3105 – машину для высокопоставленной партноменклатуры, взамен ГАЗ-14 "Чайка". Автомобиль для нашего автопрома получился прогрессивный: постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала, независимая подвеска всех колес, регулируемый по углу и вылету руль с усилителем, климат-контроль, полный электропакет… Седан оснащался газовским бензиновым мотором V8 (сначала были варианты карбюратором, позднее – с инжекторным впрыском) и в 1992 году даже встал на конвейер! Но его выпуск обходился правительству слишком дорого и в 1996 году выпуск свернули, сделав за все это время лишь 55 машин вместо плановых 250 в год.

ГАЗ-3105

   Вторая большая попытка – большой седан ГАЗ-3111 класса Е, чей углепластиковый макет собрал вокруг себя толпы изумленных посетителей на дебютном Московском автосалоне 1998 года. Причем этот ядреный дизайн даже не стали особо "смягчать" на серийном автомобиле. Да-да, ГАЗ-3111 тоже выпускался серийно, начиная с 28 декабря 1999 года! Правда, сам выпуск оказался мизерным. Официально производство 3111 прекратили в августе 2002 года на отметке в 415 готовых машин. В 2004 году неофициально выпустили еще 9 штук, а вместе с ранними предсерийными образцами в сумме набралось всего около 500 таких "Волг". Сгубили перспективную машину высокая цена (следствие мелкосерийного выпуска), низкое качество сборки (3111 делали по обходным технологиям) и наличие откровенно архаичных технических решений. Так, под современным кузовом с комфортным и хорошо оснащенным салоном скрывались узлы от серийной модели 3110 – например, неразрезной (!) задний мост на рессорах, который так и не заменили на обещанную "многорычажку"! В общем, выгоднее было купить иномарку или куда более дешевый ГАЗ-3110…

ГАЗ-3111

   Последняя попытка ГАЗа создать современную "Волгу" была воплощена в проекте 3115. Полностью новый заднеприводный седан более скромного размерного класса D был создан в 2002 году и не имел практически ничего общего с серийной моделью 3110. Задняя подвеска уже была многорычажной и монтировалась на своем подрамнике, задние тормоза сделали дисковыми, а решения по реечному рулевому управлению и независимой передней подвеске на сдвоенных рычагах взяли от предшествующей модели 3111. На новую "пятнашку" планировали ставить современные системы безопасности, даже определили ей примерную цену в $9 000…

Для ГАЗ-3115 обещали широкую гамму 4- и 6-цилиндровых моторов, в том числе и с турбонаддувом. 

   Однако дальше несколько опытных образцов, как это у нас часто бывает, проект 3115 продвинуть опять не дали. Новое руководство автозавода посчитало, что запуск этой машины в серию слишком дорог, да и вообще, мол, эта "Волга" уже устарела по конструкции. Итог всей это истории известен. ГАЗ продолжил домучивать до 2009 года "современную" модель 3110, пытаясь делать ей припарки в виде рестайлингов и точечных улучшений. Потом с 2008 по 2010 годы последовал провальный проект Volga Siber по лицензионному выпуску слегка перелицованного Chrysler Sebring. И вот с тех пор у ГАЗа ни "Волги", ни легкового производства...   

А что же на этом фоне УАЗ? У него тоже были интересные и даже экзотические идеи!         

УАЗ-470/471

Не такой, как все

   В последнее время все чаще появляется информация, что УАЗ готовит ввести в свой модельный ряд новый городской кроссовер, причем чуть ли не с несущим кузовом и независимыми подвесками. Крайне неожиданный автомобиль, ведь мы уже так привыкли, что УАЗик – это обязательно рама и неразрезные мосты.

   Однако в истории Ульяновского автозавода такие машины уже были! В 1960 году по заказу военных, оглядывавшихся на американcкий военный внедорожник Ford М151, УАЗ разработал два типа прототипов с несущим кузовом и полностью независимой торсионной подвеской всех колес. Модель с индексом 470 имела ступичные редукторы, повышающие клиренс, а вот УАЗ-471 таких редукторов уже не имел, зато оснащался необычным V-образным 4-цилиндровым мотором (2,5 л, 82 л.с.).

УАЗ-470

   Но ни один в серию не пошел. Хотя независимая подвеска и обеспечивала так нужный военным высокий клиренс, под грузом машины сильно проседали. Кроме того, под такую подвеску и трансмиссию нужно было строить отдельное производство. Да и сама независимая подвеска на иностранных образцах показывала себя не самой надежной конструкцией. В итоге служить армии и народу отправился всем нам известный УАЗ-469 на привычных мостах и раме. Но уазовские наработки по независимой подвеске потом еще пригодятся…   

УАЗы на 3 осях и гусеницах

Суперпроходимцы

   В истории УАЗа были и откровенно экзотические проекты! Например, в 1973 году появился экспериментальный 16-местный микроавтобус УАЗ-452 с колесной формулой 6х4. Был и вариант с колесной формулой 6х6, схему привода трех мостов для которого взяли у грузовика ЗиЛ-157! А чуть позже УАЗ совместно с НАМИ сделали еще и бортовой грузовик УАЗ-452ДГ 6х6 грузоподъемностью 2 тонны.

УАЗ-452

   Однако эту идею на УАЗе так и не реализовали: проведенные испытания показали, что 3-осные машины получились слишком сложными, прожорливыми  и тяжелыми, что сводило на нет все плюсы вроде повышенной проходимости и увеличенной грузоподъемности. Проект закрыли, но сама идея оказалась живуча. На базе экспериментального уазовского 3-осного микроавтобуса были созданы реанимобили "Медея" для грузинских горноспасателей. И потом их с 1989 по 1994 года выпускал небольшими партиями кооператив "Вездеход" из грузинского города Болниси.

   Да, и это чудище – тоже УАЗ! Точнее, экспериментальный плавающий снегоболотоход УАЗ-492 образца 1967-1968 годов. Машина меняла направление за счет поворота передней пары гусениц, что требовало очень больших физических усилий от "рулевого".

   Были и проекты гусеничных УАЗов, которые разрабатывались с начала 60-х годов! Так, зимой 1963 года начали испытывать экспериментальный УАЗ-451С, вместо передних колес которого были установлены лыжи, а задние ведущие  колеса были заменены на гусеничные движители. И зимой 1966 года пробные образцы даже дошли своим ходом от Новосибирска до Ульяновска. В 1968 году появился доработанный УАЗ-451С2, у которого лыжи ставились прямо на передние колеса, что сокращало время подготовки к выходу на бездорожье. Однако ни первый, ни второй вариант в серию так и не пошли.

УАЗ-3165 "Симба"/3165М

Хлебозаменитель

   В конце 90-х у УАЗа появился шанс наконец-то заменить безнадежно устаревшую "буханку", попутно создав еще и нового конкурента газовскому "Соболю". Шанс этот звали УАЗ-3165 про прозвищу "Симба" (верхнее фото), разрабатывать его начали в 1996 году, а показали на московском автосалоне 1999 года. Причем рамный внедорожник "Симба" задумывался как целое семейство автомобилей! Тут были и однотонный грузовичок с тентованной бортовой платформой, и цельнометаллический грузовой фургон, и грузопассажирский комби с низкой или высокой крышей, и пассажирский минивен в коротком (вместимость до 9 человек) или удлиненном (до 13 человек) вариантах…

УАЗ-3165М

   Новую модель проектировали с использованием узлов и агрегатов от серийного рамного внедорожника УАЗ-3160 "на мостах" и с жестко подключаемым полным приводом. Но у "Симбы" были и свои оригинальные решения, нетипичные для серийных "УАЗиков". Так, для расширения модельного ряда были разработаны дополнительные модификация с задним приводом, а также исполнение с независимой передней торсионной подвеской на сдвоенных рычагах (вот и пригодились наработки по прототипу УАЗ-470/471) и постоянным полным приводом с блокировкой межосевого "диффа"! Базовым движком был бензиновый 2-цилиндровый ЗМЗ-409.10 (2,7 л, 133-150 л.с.) в паре с 5-ступенчатой МКПП и мелкомодульной раздаткой с одним рычагом. В будущем планировали ставить дизель ЗМЗ-514.10, 2,9-литровый бензиновый мотор УМЗ и даже V-образные "шестерки" из Кореи или Японии!

   Сегодня хочется подойти к заводу УАЗ и крикнуть, как детстве: а "Симба" гулять выйдет?? "Замороженный" в первой половине 2000-х проект нового уазовского микроавтобуса так и не "оттаял". Поговаривали, что УАЗ планирует сделать востребованный минивен на базе "Патриота". Но в итоге с февраля этого года снова начал выпускать прежнюю "буханку". Как бы прозрачно намекая, что в ближайшем будущем опять гулять нам без нового "Симбы"…

   Увы, одна из самых ожидаемых в России новинок дальше нескольких опытных образцов так и не уехала. В серию "Симбу" планировали запустить в начале 2000-х, но в итоге посчитали это слишком дорогим удовольствием. Однако сама идея замены "буханок" и "головастиков" тогда еще теплилась. На Московском международном автосалоне 2003 года УАЗ представил модернизированного "Симбу" с индексом 3165М. У нового минивена были заметно изменены кузов, салон и дизайн, а вот прежняя техническая оригинальность была задвинута в сторону: ради унификации и удешевления 3165М был сделан на базе 5-дверного пикапа УАЗ-2363 с 2,7-литровым 128-сильным мотором ЗМЗ-409.10. На вожделенный новый минивен тогда многие смотрели жадными горящими глазами. И оторвали бы с руками, поставь его завод на конвейер! Но на УАЗе опять что-то не сложилось и "Симба-2" серийного выпуска так и не дождался.

Источник: http://auto.vesti.ru/news/show/news_id/659112/



Комментарии  

-3 #1 За Путина! 04.11.2017 18:08
Я очень горжусь нашим Президентом!
За Путина!
За Великую Россию!
Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

*Комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного характеров или ненормативную лексику, а также комментарии, нарушающие положения действующего законодательства, будут автоматически удалены редакцией.